Шумопонижающее для вертолетов
Антони ВЕЛOЧЧИ-мл.
Bертолеты сложны, вертолеты шумны, но вертолеты бесценны. Этот тезис мы годами слышали со стороны как производителей, так и эксплуатантов таких машин. Но с ростом озабоченности общественности по поводу окружающей среды ценность вертолетов в их разнообразных ролях все больше ставится под сомнение.
За многие годы вертолеты стали тише и экологичнее, но крупнейший производитель гражданских вертолетов, компания Eurocopter, считает, что для вертолетостроительной отрасли настало время продемонстрировать свою приверженность делу сокращения воздействия вертолетов на окружающую среду, введя открытую классификацию шума и эмиссии их продуктов. Если промышленность не покажет серьезности намерений, общество обратится против вертолетов, сколь бы полезными они ни были. Признаки этого уже налицо. Вертодромы в Париже и в других местах вынуждаются к закрытию из-за возражений против шума.
Eurocopter хочет, чтобы отрасль перехватила инициативу. Компания начала классифицировать свои продукты по уровню шума и эмиссии, применяя шкалу от A+ (наилучшая оценка) до E с использованием самостоятельно разработанных критериев, которые, как надеется Eurocopter, будут более широко приняты в отрасли. Как утверждает Eurocopter, контрольные показатели получились справедливыми и прозрачными, так как они основаны на публично доступных данных из руководств по летной эксплуатации.
Средний двухмоторный вертолет Eurocopter EC155, например, получает результат "могло бы быть лучше", имея оценку B по шуму и C по выбросам вредных газов. Но разработчики будут стремиться к двойной оценке A, определяя облик вертолета под кодовым названием X4, который придет на смену этой модели.
Eurocopter мог бы быть обвинен в том, что он печется только о своих интересах. Компания имеет доминирующее положение на рынке гражданских вертолетов и растущий исследовательский бюджет, обеспеченный как собственным финансированием, так и правительственной поддержкой. Она имеет в стадии разработки мощный набор экологических технологий, начиная от низкошумных лопастей несущего винта и заканчивая экономичными дизельными двигателями. Производитель находится в идеальном положении, чтобы капитализировать свою инициативу, быстро внедряя новые модели, которые, по его же собственной схеме классификации, четко позиционируются как более тихие и экологически чистые.
Другие производители тоже работают над новыми вертолетами и технологиями в целях улучшения экологических показателей. Bell представляет свою легкую двухмоторную модель 429, а Sikorsky разрабатывает средний двухмоторный S-76D. Но кто-то должен взять на себя общую инициативу, если отрасль в целом должна двигаться вперед, — и это должна признать широкая общественность.
Сложность и дороговизна вертикального взлета всегда использовались в качестве объяснения, а может, и оправдания того, почему винтокрылая авиация не добилась повышения эффективности, наблюдаемого у самолетов. Да, неподвижное висение дается тяжело, но было бы неправдой говорить, что для технического прогресса у вертолетов не остается места. Что необходимо, так это готовность выделять ресурсы, а также рынок, который вознаграждает это устремление. Публичная классификация экологических показателей может оказаться мощным инструментом.
Общественно контролируемые ограничения по шуму и эмиссии сыграли роль в формировании более экологически чистого парка самолетов, принуждая к выводу из эксплуатации более старых, шумных и загрязняющих среду моделей. Но эти ограничения имеют статус регулирующего нормативного акта, тогда как схема классификации, которую предлагает Eurocopter, будет носить добровольный характер — возможно, без той строгости, которая придает нормативным актам их силу воздействия.
Это ящик Пандоры, который нужно открывать с большой осторожностью. Легко представить, как люди могут использовать подобную классификацию, чтобы выбирать вертолет для приобретения или полета, что позволит им в соответствии с собственными возможностями искать баланс между своей ответственностью за охрану окружающей среды и стоимостью вертолета. Однако, как мы убедились в ситуации с ограничением шума для самолетов, подобные показатели могут быть использованы для крайнего злоупотребления в боях между аэропортами и теми, кто вокруг них живет.
В этих боях, между тем, международное регулирование предотвращает силовое введение для эксплуатантов произвольных местных ограничений. Если добровольная схема классификации шума и эмиссии обеспечит боеприпасами оппонентов, не предоставляя вертолетам защиты международными нормативами, то она может в конечном итоге повредить отрасли.
Однако это не означает, что инициатива Eurocopter является плохой идеей. Риск от отсутствия объективных измеримых показателей заключается в том, что в некоторых областях могут быть запрещены все вертолеты, а не только шумные и наиболее загрязняющие окружающую среду.
Отрасль должна осознать последствия этой ситуации и быстро и честно договориться о том, как продемонстрировать свою приверженность сокращению воздействия вертолетов на окружающую среду, а также как обеспечить стимулы для производителей и покупателей с целью дальнейшего совершенствования вертолетов. От этого зависит жизнеспособность отрасли.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent