Синяя птица и старые грабли

Неожиданно — на фоне экономического кризиса и впервые с 2010 года — российские авиакомпании в 2016 году получили чистую прибыль. Но одновременное увеличение провозной емкости на 12,5% свело на нет положительный эффект остановки "Трансаэро", и уже с IV квартала ушедшего года отрасль возвращается к обычной ситуации острой ценовой конкуренции, со всеми вытекающими убытками. Новый раунд начали авиакомпании "Россия" и "ВИМ-Авиа", причем вторая за год увеличила располагаемые провозные емкости почти в 2,5 раза. На этом фоне рыночное доминирование группы "Аэрофлот" стало настолько очевидным, что многие авиакомпании ищут рыночные ниши, альтернативные прямой конкуренции в московском авиаузле: S7 Airlines в 2017 году получает региональные самолеты Embraer E170 и "возвращается" в Новосибирск с новой хабовой концепцией.
Финансовые итоги IV кв. 2016 г. еще не подведены, и вряд ли они будут положительными, но с учетом результатов первых девяти месяцев мы можем уверенно предположить, что российские авиакомпании — впервые с 2010 г. — получили суммарную прибыль. Отдельные перевозчики получали чистую прибыль и в 2011–2015 гг., однако они, скорее, выглядели хорошими исключениями на общем убыточном фоне.
Неожиданному результату на фоне финансово-экономического кризиса в стране способствовали закатившаяся звезда "Трансаэро", судорожное сбрасывание излишнего флота некоторыми другими авиакомпаниями в 2014–2015 гг. и снижение ставки НДС на внутренних воздушных линиях до 10%. Сокращение провозной емкости в позапрошлом году, по расчетам АТО, составило 19% и заметно переместило точку равновесия в балансе спроса и предложения на рынке. Несмотря на сокращение ВВП и реальных располагаемых доходов населения, в первой половине 2016 г. показатель RASK (доходы на располагаемый кресло-километр) на ВВЛ (расчеты АТО на основе данных ТКП) увеличился почти на 23%. Но по итогам 2016 г. наша отрасль сделала весомую заявку на солидные убытки в будущих периодах, набрав провозной емкости в объеме, сопоставимом с куда более сытыми годами (рис. 1).

Рис. 1. Поступление/выбытие и чистый прирост провозной емкости российских авиакомпаний в 2011–2016 годах
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold