Сможет ли воздушный транспорт достичь уровня безубыточности в 2021 году?

В самом конце октября Международная ассоциация воздушного транспорта IATA опубликовала прогноз, сможет ли отрасль воздушного транспорта достичь в 2021 г. уровня безубыточности. Результаты выглядят неутешительно.
Как следует из диаграммы, в 2020 г. средняя доходная ставка (то есть доходы на располагаемый кресло-километр, RASK) составила 7,40 американских цента, тогда как расходная ставка (расходы на располагаемый кресло-километр, CASK) достигла 10,46 цента.
Прогноз IATA базируется на следующих предположениях:
1. Медленный рост стоимости авиатоплива в 2021 г. приведет к росту расходной ставки на 0,04 цента.
2. Снижение удельных расходов на персонал позволит снизить расходную ставку на 1,48 цента.
3. Расходы на техническое обслуживание, инфраструктуру и другие затраты не изменятся, но за счет роста пассажирооборота (ASK) расходная ставка снизится на 0,19, 0,29 и 0,67 цента соответственно.
Таким образом, IATA прогнозирует на 2021 г. общее снижение расходной ставки до 7,86 цента, то есть на 2,60 цента, или примерно на 25%, по сравнению с уровнем 2020 г. Это существенное снижение, однако его недостаточно, чтобы выйти на безубыточность, поскольку в 2021 г. IATA прогнозирует дальнейшее снижение доходной ставки с текущих 7,40 цента до 6,98 цента, то есть примерно на 6%.
Разумеется, сравнение средних по отрасли доходных и расходных ставок дает очень грубую картину, поскольку эти величины не только различаются для разных авиакомпаний, но и в каждой авиакомпании разнятся в зависимости от дальности полета. Кроме того, важно отметить, что в IATA представлена самая существенная доля мирового воздушного транспорта, но не вся отрасль. Например, в IATA не входят многие крупнейшие низкотарифные перевозчики, в частности европейские лоукостеры EasyJet, Ryanair и Wizz Air. Рекорд по минимуму расходной ставки сейчас принадлежит Wizz Air, в III квартале 2020 г. она составила 3,47 евроцента (по отчетности авиакомпании), или примерно 4,12 американских цента, что на 60% ниже средней расходной ставки IATA.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне ожидаемой общей убыточности отрасли воздушного транспорта в 2021 г. многие (но не все) авиакомпании-лоукостеры сохраняют возможности для своего дальнейшего развития и захвата новых рынков. При этом на ближне- и среднемагистральных маршрутах, где в основном и представлены низкотарифные перевозчики, цена билета становится для пассажира все более значимой, а бренд авиакомпании ― все менее значимым. То есть авиаперевозки переходят в разряд commodities ― недифференцируемых товаров широкого потребления.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade