Смутное время

Европейские компании, осуществляющие низкотарифные перевозки, страдают от снижения коэффициента загрузки и финансовой неопределенности

Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Роберт УОЛЛ, Париж
В течение многих лет бытовало мнение, что избыточное количество низкотарифных авиаперевозчиков, заставляющее их конкурировать друг с другом в стремлении достичь максимальной финансовой эффективности, рано или поздно приведет к реорганизации этого сектора перевозок. И вот теперь европейские низкотарифные авиакомпании начинают испытывать финансовую неопределенность.
Вдобавок увеличивается обеспокоенность инвесторов состоянием дел в этом секторе отрасли. Так, например, компания EasyJet сообщает практически о 10%-ном увеличении пассажирооборота в декабре по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., однако показатель коммерческой загрузки снизился на 2,2% и составил в настоящий момент 78,9%. В результате Deutsche Bank понизил прогнозируемый уровень прибыли от инвестирования в данную компанию. В последующие два дня заметно снизился курс акций авиакомпании. Впрочем, аналитики Deutsche Bank отмечают, что объем перевозок авиакомпании и ее прибыльность, кажется, увеличиваются, причем обладают "значительным потенциалом роста" в 2008 г.
Несмотря на то что компания Ryanair демонстрирует аналогичное снижение показателей коммерческой загрузки, темпы ее роста все увеличиваются; в декабре ее объем перевозок поднялся по сравнению с прошлым годом на 18%.
Тем временем ширятся предположения относительно структуры акционеров третьей по величине в Европе низкотарифной авиакомпании Air Berlin, поскольку частная инвесткомпания Vatas Holding приобрела 15,4% ее акций. Эта покупка сделала Vatas крупнейшим акционером Air Berlin, обошедшим Deutsche Bank и самих основателей компании. Кроме того, за последние 12 месяцев акции компании упали более чем на 25% и теперь стоимость компании составляет приблизительно 890 млн евро (1,3 млрд долл.), что породило слухи о возможной попытке захвата компании стратегическими инвесторами.
В настоящее время Air Berlin также отходит от модели исключительно низкотарифного перевозчика. Недавно компания приобрела конкурирующие с ней компании DBA и LTU International Airways. Процесс интеграции с LTU проходил медленно, отчасти из-за затянувшейся вопреки ожиданиям менеджеров процедуры одобрения сделки. Возросшая в результате этого слияния провозная емкость компании в комбинации с меньшими, чем ожидалось, доходами ухудшила финансовый результат Air Berlin.
Благодаря объединению с LTU компания Air Berlin получила доступ к трансатлантическим маршрутам, но в январе она обратилась в Министерство транспорта США за разрешением на организацию собственных рейсов в Штаты. Air Berlin предполагает получить от LTU в мокрый лизинг несколько A330 для осуществления в летний сезон полетов из Дюссельдорфа в Нью-Йорк, Майами, Форт-Майерс (шт. Флорида) и Лос-Анджелес.
Как и в случае с приобретением LTU, следующая попытка Air Berlin расшириться затягивается во времени. Air Berlin договорилась взять под контроль компанию Condor в обмен на передачу нынешнему владельцу Condor, компании Thomas Cook, немногим менее 30% своих акций. Завершение сделки намечено на 2010 г. Однако антимонопольные власти Германии продлили свое изучение сделки и намереваются опубликовать результаты в апреле. Пока они заявляют о "серьезной обеспокоенности", вызванной намеченным слиянием, но это следует расценивать как обычное заявление перед проведением детального изучения. По мнению наблюдателей, сделка будет одобрена, хотя и с некоторыми оговорками.
Компания Vatas не комментирует причины приобретения доли акций Air Berlin, однако, по мнению аналитиков, это просто тактический ход. "Я не думаю, что Vatas представляет собой классического долгосрочного инвестора, — говорит Юрген Пипер, представитель финансового учреждения Bankhaus Metzler, — скорее, они делают ставку на какие-то события".
Предполагается, что более крупные частные компании ранее рассматривали возможность приобретения Air Berlin, но отказались из-за существенного риска. Air Berlin должна еще доказать, что способна успешно интегрировать свои новые приобретения.
Кроме того, Air Berlin считается одной из возможных среднесрочных целей конкурирующих с ней авиакомпаний, таких как Air France — KLM, British Airways, Ryanair и EasyJet, которые, возможно, заинтересованы в приобретении надежного плацдарма на германском рынке воздушных перевозок.
В этом году Air Berlin намеревается открыть свои первые дальние маршруты в Пекин и Шанхай, предназначенные в первую очередь для бизнесменов. Эти маршруты привнесут свою специфику в широкую стратегию авиакомпании.
Как и в случае с Air Berlin, финансовая неопределенность отнюдь не стала препятствием для планов расширения компаний Ryanair и EasyJet. По словам Шинеда Финна, главы отдела европейских продаж, Ryanair ведет переговоры с несколькими аэропортами по поводу открытия новых маршрутов и возможной организации новых баз компании в следующем отчетном году. Одной из точек интереса компании может стать Милан, поскольку ранее Ryanair уже интересовалась полетами в миланский аэропорт Мальпенса. В свете возможного приобретения компанией Air France компании Alitalia важность данного аэропорта как узлового заметно снизится, поэтому базирование там Ryanair представляется все более вероятным.
В отличие от перечисленных компаний испанская низкотарифная Vueling пока заморозила свои планы расширения, поскольку агрессивная стратегия роста крайне негативно сказалась на ее финансовых результатах. В прошлом году пассажиропоток компании увеличился на 77%, однако коэффициент коммерческой загрузки упал на 6,75 процентных пункта, достигнув в декабре уровня 63,57%. И хотя показатель за год в целом возрос на 3,61 процентных пункта и достиг 73%, он оказался ниже, чем у конкурентов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.