Совместный региональный бизнес
9 сентября 2010 Полина Зверева
Авиакомпания "Руслайн"
Летом этого года авиакомпания "Руслайн" к маршрутам из двух базовых аэропортов — Москвы и Волгограда — добавила перелеты из Екатеринбурга и Иркутска. В компании считают, что развивать региональные направления в России крайне сложно, но возможности для такого бизнеса существуют. Правда, работать на этих маршрутах лучше в партнерстве: с аэропортами, другими авиакомпаниями, администрациями регионов и т. д. Шансы на успех в самостоятельном бизнесе снижаются.
Региональные перевозки, в отличие от остального рынка коммерческих перевозок, несмотря на различные изменения в экономике (положительные или отрицательные) пока сохраняют стабильное направление развития — в этом сегменте рынка в последние годы практически ничего кардинально не меняется. Региональных маршрутов по-прежнему очень немного, так же как и желающих их выполнять. Компании, которые рискнули приобрести западные ВС для таких линий, можно пересчитать по пальцам. Из относительно новых заметных проектов можно отметить "Регион-Авиа", "Руслайн" и "Ак Барс Аэро" (бывшее Бугульминское авиапредприятие). Первая компания эксплуатирует 30-местные Embraer 120, два других перевозчика — самолеты CRJ производства канадской Bombardier, рассчитанные на 50 пасс. "Регион-Авиа" удалось найти крупного партнера для развития своего бизнеса — во время МАКС-2009 авиакомпания подписала соглашение с банком ВЭБ — однако до сих пор это сотрудничество не получило какого-то кардинального развития. "Руслайн" в начале этого года увеличил свой парк за счет судов обанкротившейся компании "Волга Авиаэкспресс", получив дополнительные самолеты CRJ, а также бренд Air Volga, под которым развиваются перевозки.
В конце июня "Руслайн" открыл рейсы из екатеринбургского аэропорта Кольцово в Томск, Барнаул, Надым, Салехард, Новый Уренгой, Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды и Москву. Все полеты выполняются на самолетах CRJ200. По словам заместителя генерального директора по коммерции Алексея Савченкова, выбор направлений потребовал значительного предварительного анализа. В успешности некоторых маршрутов в компании уверены; в эту категорию, в частности, попадают Екатеринбург—Москва, Екатеринбург—Краснодар, Екатеринбург — Минеральные Воды. Часть маршрутов была запущена "на перспективу". К ним относят, например, рейсы Екатеринбург—Томск и Екатеринбург—Барнаул. "Вполне возможно, что в чем-то мы ошибаемся, но у нас есть варианты для отступления, — говорит Савченков. — Вопрос весь в том, чтобы сделать направления круглогодичными, а не сезонными. Мы, рассчитав все, не стали, например, открывать направление Екатеринбург—Сочи, хотя Сочи очень популярный город. Но это как раз сезонное направление. К тому же даже в высокий сезон экономика на нем может быть не самой лучшей: туда летит 50 чел., обратно — 15". Сейчас загрузка на маршрутах из Екатеринбурга в среднем превышает 50%, глубина продаж составляет 2–3 месяца. В компании говорят, что еще рано делать какие-либо прогнозы о состоятельности данных направлений, поскольку пока достаточный спрос обусловлен высоким сезоном.
Выбор Екатеринбурга как базового аэропорта в "Руслайне" объясняют двумя причинами. Прежде всего потенциальными возможностями местного рынка: в регионе высокая плотность населения, почти такая же, как в европейской части России; при этом транспортная доступность хуже, чем в европейских регионах страны. "Конечно, в других регионах, которые находятся восточнее, транспортная доступность может быть еще ниже, однако там и плотность населения меньше, что уменьшает потенциальный спрос на перелеты", — говорит Савченков.
Не менее важным при выборе нового пункта базирования стала работа самого аэропорта Кольцово, который сейчас предлагает всем авиакомпаниям скидки на обслуживание при открытии новых рейсов (кроме полетов в Москву). Программа этих скидок опубликована на сайте аэропорта и доступна всем авиакомпаниям. Перевозчики, запускающие новые регулярные пассажирские направления (а также любые грузовые) или открывающие новые частоты на уже существующих маршрутах, получают скидки как на предоставляемые услуги (использование аэровокзала, взлет-посадка, предоставление трапа), так и на керосин.
Алексей Савченков говорит, что инициатива открытия новых рейсов исходила как раз от аэропорта, который обращался с предложениями ко всем игрокам на рынке. Коммерческий директор Кольцово Сергей Доценко объясняет этот шаг тем, что локальный рынок, тяготеющий к Кольцово, практически исчерпан: Екатеринбург уже сейчас делит второе место с Санкт-Петербургом по уровню авиаподвижности населения (со значительным отрывом от других региональных аэропортов). Основной потенциал роста пассажиропотока находится в вовлечении внешних рынков, для которых Екатеринбург будет интересен не как конечный пункт, а как аэропорт трансфера. Для этого нужны качественные стыковки рейсов различных перевозчиков. Чтобы приблизиться к этому, Кольцово необходимо в первую очередь увеличить частотность традиционных рейсов, а во вторую — работать над расширением региональной географии полетов.
Скидки, по словам Савченкова, самый существенный аргумент, однако дополнительными плюсами становятся технологические нововведения. В частности, аэропорт сейчас стремится сократить время трансфера до 30–40 мин, чтобы предоставить пассажирам максимальную возможность пересаживаться с одного рейса на другой. Помимо этого менеджмент екатеринбургского аэропорта воспользовался встречной заинтересованностью аэропортов в восстановлении регионального сообщения и принял участие в переговорах авиакомпании с аэропортами в тех городах, куда перевозчик рассчитывал открыть рейсы. В частности, такие переговоры велись с аэропортами Томска, Барнаула, и рядом других.
Создавая узел, Кольцово рассчитывает, что в регионе также будет базироваться "Регион-Авиа". "В этом случае, — говорит Доценко, — будут заполнены практически все сегменты авиаперевозок". "Регион-Авиа" благодаря своему парку сможет работать на рейсах до 1000 км, "Руслайн" займет нишу в направлениях до 2500 км, главным игроком в сегменте до 5000 км останутся "Уральские авиалинии". Кстати, именно с базовыми для Кольцово "Уральскими авиалиниями" компания "Руслайн" в ближайшее время рассчитывает подписать соглашение о сотрудничестве. По словам Савченкова, в июле шел процесс согласования договора о код-шеринге между перевозчиками. Предполагается, что "Уральские авиалинии" будут продавать места на рейсах "Руслайна" под своим кодом и будут делать трансфер с региональных рейсов на другие свои направления. В "Руслайне" считают, что строить работу самостоятельно, без сотрудничества с крупнейшим перевозчиком в регионе, бессмысленно. Алексей Савченков уверен, что именно партнерство с другими участниками авиационного рынка в регионах дает шанс выжить региональному проекту.
Помимо Екатеринбурга "Руслайн" этим летом также запустил менее известный проект в Иркутске, сотрудничая там с авиакомпанией "ИрАэро". По словам первого заместителя генерального директора "ИрАэро" Владимира Миронова, перевозчики подписали договор о совместной эксплуатации рейсов (код-шеринг). "Руслайн" выполняет полеты на ряде маршрутов, "ИрАэро" отвечает за коммерческое обеспечение данных рейсов. Как говорит Миронов, для авиакомпании "ИрАэро" это не первый опыт такого партнерства, однако впервые на линиях задействован новый тип самолета — CRJ200 ("Руслайн" базирует одну такую машину в Иркутске плюс там же в качестве резервного находится Ту-134 компании).
Вы прочитали 92% текста.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Подписка на материалы ATO.ru
предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта - новостям, аналитике,
инфографике - уникальному контенту, каждый день создаваемому редакцией ATO.ru.
Кроме этого, Вы получаете доступ к материалам "Ежегодника АТО" и ко всему архиву
журнала "Авиатранспортное обозрение", выходившему с 1999 по 2019 год.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Приобретение бумажных и pdf-версий изданий
ИД "А.Б.Е.Медиа", включая Ежегодник АТО и архивные номера журнала "Аввиатранспортное обозрение":
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
9 сентября 2010 Полина Зверева
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Понравился материал?
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft