Ст. 27, 99, 236
Российские перевозчики пытаются инициировать пересмотр отдельных статей новых общих правил перевозки пассажиров. Однако помимо изменения новых правил участникам авиационного рынка придется лоббировать корректировку Воздушного кодекса — по мнению юристов, новые общие правила перевозки "выросли" именно из кодекса и без изменений в основном документе решить проблему вряд ли получится.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо министру транспорта Игорю Левитину с просьбой пересмотреть ряд положений ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей", введенных в действие в июне 2007 г. Авиакомпании говорят о невозможности выполнить требования около двух десятков статей, однако наибольший акцент решено сделать на трех: 27, 99, 236.
Статья 99 считается самой спорной. В ней говорится, что авиакомпания обязана обеспечить различные услуги пассажирам по размещению, проживанию, коммуникации с родственниками, в случае если вылет задерживается не только по вине перевозчика, но и при неблагоприятных метеорологических условиях. Перевозчики же предлагают обеспечивать пассажиров необходимым лишь тогда, когда задержка происходит по их вине, а не из-за плохой погоды, а также сделать ответственными за предоставление ряда услуг аэропорты. В противном случае компаниям придется переложить свои риски на путешественников, что спровоцирует повышение стоимости перевозки и снижение конкурентоспособности российских авиакомпаний по сравнению с иностранными игроками.
Статья 236 требует от авиакомпании возврата всей суммы, уплаченной за перевозку, если пассажир отказывается от полета более чем за 24 ч до рейса, и с удержанием не более 25% от стоимости, если отказ происходит в последние сутки перед вылетом. Авиакомпании, утверждающие, что перевозка — это "скоропортящийся продукт" и вернуть его за полную стоимость в любой момент невозможно, предлагают дополнить это положение уточнением, что возврат денежных сумм в любом из вариантов производится "за вычетом суммы фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору перевозки, в форме заранее согласованных убытков перевозчика в соответствии с договором перевозки". Необходимость возвращать пассажирам всю сумму за билет может породить новые захватывающие способы конкуренции между перевозчиками. Например, компания А скупает все билеты на определенный рейс компании Б, сдает их за 24 ч до вылета и возвращает всю вложенную сумму; рейс компании Б летит почти пустым, он убыточен, а обыкновенные пассажиры, которые не смогли воспользоваться этим перелетом, также оказываются в проигрыше. Возвращенные деньги компания А снова тратит на скупку билетов, пока Б не разорится на незагруженных рейсах.
Статья 27 предполагает возможность перевозчика аннулировать участки маршрута, если пассажир не воспользовался первым из них и не сообщил о намерении лететь по другим сегментам, но при этом обязательство авиакомпании по перевозке клиента не прекращается. Между тем, согласно рекомендованной практике IATA, операции по полетным купонам могут проводиться лишь в том порядке, в котором они расположены в билете, т. е. бронирование можно снимать по мере непоявления пассажира на последовательные отрезки пути. Поэтому данный пункт предлагается удалить из правил.
Помимо корректировок для статей 27, 99, 236 авиакомпании внесли в Минтранс России варианты изменений для других положений ФАП.
Юристы, приглашенные в АЭВТ, считают, что проблемы, возникшие с принятием новых общих правил перевозки пассажиров, в очередной раз вскрывают потребность совершенствования действующего законодательства. Основные противоречия заложены в Воздушном кодексе (ВК), по которому авиакомпании работают уже более десяти лет. В частности, правила о возврате средств за билет записаны в статье 108: "Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму". Сейчас в новых правилах перевозки произошло повторное закрепление норм, на которые авиакомпании в течение десяти лет смотрели сквозь пальцы. Чтобы решить собственные проблемы, перевозчикам придется более активно заниматься внесением изменений в ВК.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather