Стекло — в массы
Дэвид ХЬЮЗ, Вашингтон
Интегрированные навигационно-пилотажные комплексы на основе многофункциональных ЖК-мониторов — так называемые стеклянные кабины — сейчас устанавливаются не только на новую авиатехнику. По мере проникновения производителей авионики на новые рынки эти системы заменяют традиционное АиРЭО и на более старых типах лайнеров.
Эксплуатанты новых воздушных судов уже несколько лет пользуются преимуществами повышенной ситуационной осведомленности, которые предоставляют "стеклянные кабины". Однако до последнего времени производители авионики не подступали к задаче кардинального переоснащения старых кабин. Между тем необходимые для этого технологии становятся все более доступными и уже сейчас поставщики приборного оборудования включают в поле своего внимания тысячи воздушных судов, находящихся в первой половине жизненного цикла. Очевидное преимущество состоит в том, что переоборудованные ВС соответствуют ужесточающимся требованиям органов ОрВД к техническим и эксплуатационным характеристикам бортового аэронавигационного оборудования.
Разработкой "стеклянных кабин" для коммерческих авиалайнеров, в том числе и "классики", занимаются компании Universal Avionics, Innovative Solutions & Support (IS&S) и CMC Electronics. Что касается самолетов бизнес-авиации, а также турбовинтовых и поршневых, то здесь лидеры "стеклянной" революции Garmin и Avidyne также предлагают интегрированные решения для старых типов.
Например, компания Universal Avionics разработала для самолетов Boeing 737, в том числе классических модификаций -200, -300 и -400, современный комплекс приборного оборудования, который включает многие функции, до недавнего времени остававшиеся привилегией новых самолетов. "Модернизация стоимостью 1,25 млн долл. позволяет эксплуатантам довести свой традиционный парк до соответствия новым требованиям системы управления воздушным движением", — говорит Скотт Кэмпбелл, директор по маркетингу компании Universal. Оборудование Universal для 737-300F, уже сертифицированное по стандартам FAA, обеспечивает уровень ситуационной осведомленности экипажа, недоступный пока даже на новых, только что со стапелей, самолетах Airbus или Boeing в стандартной комплектации.
Дополнительный сертификат типа получен в октябре 2006 г. Основной пилотажный и навигационный дисплеи EFI-890R (диагональ 8,9 дюйма) специально разработаны для замены традиционного оборудования. Кроме того, они отображают три параметра, которых пока нет на приборных досках новых самолетов, а именно:
- Функция синтезированной визуализации. Система Vision 1 сертифицирована для эксплуатации на коммерческих ВС и на самолетах малой авиации. Данная функция, представляющая трехмерное изображение рельефа поверхности по курсу полета, позволяет экипажу в любых метеоусловиях избежать столкновения с землей при управляемом полете и способствует наиболее полному пониманию обстановки во время захода на посадку. Когда видимость ограничена вследствие темноты или метеоусловий, эта функция может сыграть ключевую роль для безопасного завершения полета.
- Электронная система бортовой документации. Система Class III в составе EFI-890R от Universal отображает навигационные карты Jeppesen, РЛЭ и другие документы непосредственно на приборной доске. На сегодня лишь несколько новых воздушных судов, например Boeing 777 в парке KLM, оборудованы такими системами, однако дисплей в них находится не на передней панели, а сбоку.
- Метеоинформация в реальном времени. Графическое отображение метеорологической обстановки в режиме реального времени строится на основе данных, получаемых с радаров Национальной метеослужбы (National Weather Service) при помощи приемников, разработанных компанией WSI Corp. На реактивных и турбовинтовых самолетах бизнес-авиации такое оборудование устанавливается довольно часто, но для магистральных самолетов оно пока в новинку. Спутниковые технологии позволяют осуществлять постоянный прием актуальных погодных данных антенной и приемником WSI.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent