"Страшилки про САБ и подзаборинг — это не про таллинский аэропорт"
Прессу, особенно авиационную, сложно представить без фотографий. Порой снимок какого-то самолета может стать причиной новостной публикации или даже журналистского расследования. В таком случае важны фотобазы, наполняемые классическими споттерами.
Споттинг (от англ. to spot — увидеть, обнаружить, опознать) — вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолетами и ведении их учета.
Казалось, что времена тех, кто коллекционирует регистрационные номера ВС, остались в прошлом. Однако у героини этой публикации Анны Зверевой в коллекции почти 11000 регистраций самолетов из 60 аэропортов по всему миру. Внимательные читатели могли видеть снимки Анны и на страницах "Авиатранспортного обозрения", за что мы ей очень благодарны. Текст интервью сопровождается фотографиями, которые подобрала сама героиня.
– Анна, по мнению редакции "Авиатранспортного обозрения", вы самый известный авиационный фотограф из Эстонии. Почему и как вы стали фотографировать самолеты? Это хобби или получается и заработать?
– Спасибо большое за ваше мнение, мне очень приятно внимание такого уважаемого издания.
Скорее всего, фотографирование самолетов — логичное продолжение детского увлечения. На самолеты я обратила внимание чуть ли не в младенческом возрасте: летом над дачей на очень малой высоте (из-за близости аэродрома) уносились ввысь военные самолеты, МиГи и "Сухие"; мимо окон городской квартиры заходили на посадку в таллинский аэропорт гражданские самолеты.
Споттерский стаж Анны Зверевой — более 7 лет
Мне нравилось на них смотреть, мне нравился звук летящих машин, поэтому, наверное, самолеты интересовали меня гораздо больше кукол и я начала коллекционировать все, что было связано с авиацией: и карманные календари, и календари "Аэрофлота", и авиационные журналы.
В 2000-х гг. узнала, что существует замечательное хобби — споттинг. Я начала просматривать авиационные сайты, такие как Airliners.net и Jetphotos.com, а потом решилась фотографировать сама. Поскольку мне приходилось много летать по рабочим делам, проводя достаточно времени на пересадках в аэропортах, это было несложно.
Своей первой настоящей споттерской фотографией считаю фотографию самолета авиакомпании Thomas Cook, сделанную в феврале 2013 года в Хельсинки. Эту дату можно назвать началом отсчета споттерского стажа.
Споттинг для меня — только хобби. У меня нет цели на этом заработать. Мои фотографии с обязательным указанием авторства часто использует "Википедия", различные новостные и авиационные сайты, аэропорты, но денег за это я не получаю.
– Интересно, а какую фототехнику вы используете? И сколько весит ваш минимальный и максимальный набор снаряжения? Не тяжело физически?
– Меня можно назвать поклонницей [японской фототехники] Nikon. Когда я решила заниматься авиационной фотографией, приобрела зеркальную камеру Nikon D7000. Но она тяжеловата для путешествий, поэтому в дополнение к ней я купила более легкую Nikon D3200. Сейчас же в основном снимаю на Nikon D5600 с достаточно легким объективом 55–300 мм. Получается, что мой стандартный набор фототехники весит около 1 кг.
Максимальный — 2 кг (это обычно два дополнительных объектива по 500 г каждый). К такому весу я уже привыкла, поэтому не тяжело.
Периодически порываюсь приобрести объективы Nikkor 80–400 mm или Sigma 150–600 mm, но останавливает их большой вес — боюсь, эти объективы я не удержу.
Поймать в объектив фотокамеры VIP-самолет Boeing 777-200LR (регистрационный номер P4-SKN) правительства Экваториальной Гвинеи (государство в Центральной Африке) — редкая удача. Снимок сделан в Дубае :: Анна Зверева
– Расскажите немного об особенностях авиационного споттинга по-эстонски. Есть ли в вашей стране своя тусовка любителей авиационной фотографии? Сильна ли конкуренция?
– Мне есть с чем сравнить: я лично знакома со споттерами из разных стран, споттила с ними в аэропортах на их территориях. И я не вижу разницы между нами как споттерами и споттингом как таковым в разных странах. Споттеры ведь народ особенный, преданный небу, а небо и самолеты у нас одни на всех, мы вне границ.
Конечно же, в Эстонии есть своя споттерская тусовка. Есть костяк, старая школа, нас таких человек шесть. Есть среди нас и русскоговорящие, и эстоноговорящие споттеры, но это не мешает общению, у нас хорошие, дружеские отношения. Любители военных самолетов даже вместе ездят на авиашоу.
Каждый год появляются и новые лица. Заметно, что это хобби становится популярным у молодежи. Но начинающие споттеры, на мой взгляд, скорее, не споттеры в общеизвестном смысле слова, а креативные авиафотографы.
Конкуренции от слов "соперничество", "столкновение", "превосходство", "интриги" среди споттеров Эстонии нет. Мы с уважением относимся к творчеству друг друга, если удается получить информацию о прилете какого-нибудь интересного борта, охотно делимся с соратниками.
Если считать конкуренцией то, что с каждым годом в наши ряды вливается все больше местных авиационных фотографов, то это только плюс — будет больше разных по стилю фотографий.
Яркий и редкий самолет Boeing 767-200 (регистрационный номер V8-MHB), обслуживающий правительство Брунея, в небе над Пхукетом :: Анна Зверева
– И как часто лично вы выезжаете на фотосессии самолетов? В основном это Таллин? Какие условия главный эстонский аэропорт создает для любителей авиационной фотографии? Трафик в Таллине не однообразен?
– Когда я начинала заниматься споттингом, и в аэропорт ездила часто, и снимала все подряд, ведь споттинг — это не только съемка, но и учет самолетов.
Сейчас в моей коллекции самолетов почти 11000 регистраций. И теперь я могу себе позволить ездить в аэропорт избирательно — только для съемки конкретного борта.
Случается, езжу переснимать уже имеющийся борт, если предыдущую фотографию считаю неудачной. С этой целью могу полететь даже в другие страны.
Например, за годы споттерства я делала фотографии в 60 аэропортах мира. За год в среднем совершаю 50 полетов, а средний годовой "налет" у меня около 100 ч.
Это, конечно, не только погоня за самолетами, но и путешествия, и посещение авиационных салонов, и деловые поездки. Каким бы плотным ни был график деловых встреч, я всегда оставляю хотя бы один день для съемок в аэропорту.
Среди любимых городов для ежегодного споттинга — Нью-Йорк, Лондон, Париж, Милан, Амстердам, Стамбул, а также знаменитый среди споттеров остров Пхукет.
В прошлом году я расширила географию полетов и авиационной съемки, побывав и проведя по нескольку дней в Катаре, Кувейте, Бахрейне, Омане, ОАЭ.
Что же касается трафика в Таллине, то иногда тут неделями не бывает ничего интересующего, а иногда трафик настолько интересный, что провожу в аэропорту каждый день.
Ведь, если не считать регулярные рейсы, к нам часто прилетают военно-транспортные самолеты стран НАТО, правительственные борта стран ЕС, чартеры.
К тому же в Таллине очень сильная МRO-организация, поэтому тут проходят обслуживание самолеты различных авиакомпаний, например Austrian Airlines, Volotea, ex-Thomas Cook Scandinavia (сейчас Sunclass Airlines), нигерийских авиакомпаний.
Да и сам таллинский аэропорт очень удобен для споттинга: все точки для съемки легкодоступны. Отношение сотрудников аэропорта к споттерам — это доброжелательность и уважение.
Мало того, случалось, что они подсказывали, с какой точки нам лучше снимать, когда пора выдвигаться и т. п.
Такое же отношение к споттерам и у эстонской полиции, охраняющей аэропорт, когда прилетают первые лица государств. Страшилки про САБ и подзаборинг — это не про таллинский аэропорт.
Правда, официальный споттинг, к сожалению, аэропорт устраивал всего лишь один раз, 20 сентября 2019 г. Поэтому возникают мысли самим устроить какой-нибудь слет споттеров в Таллине. Все в наших руках.
За самолетом Boeing 787-9 Dreamliner (регистрационный номер XA-ADL) в необычной ливрее Анна гонялась по миру два года, пока сфотографировала в Нью-Йорке. ВС эксплуатирует мексиканская авиакомпания Aeromexico :: Анна Зверева
– Было бы здорово. А как вы повышаете свой профессиональный уровень? За творчеством каких авиационных фотографов следите наиболее пристально?
– Сейчас я осваиваю ночную съемку. Мое видение авиационной фотографии формировалось под влиянием Airliners.net и Jetphotos.com — их требования к фотографиям мне близки, стараюсь соответствовать.
Я классический споттер, собирающий регистрации. Основное на моих фотографиях — самолет. Это единственное, за чем я слежу пристально.
Но если серьезно, есть авиационные фотографы, которых я считаю талантливыми и которые мне интересны.
Если перечислять всех, список получился бы внушительным, поэтому назову только двоих, безусловно, талантливейших авиационных фотографов — Татьяну Белякову и Дмитрия Осипова.
– Интересно, а у вас есть какие-то свои фишки в авиационной фотографии? Сколько обычно по времени снимаете? И что помимо фотокамеры берете с собой на фотоохоту?
– Среди нас, авиационных фотографов, есть фотографы-документалисты, фиксирующие факт, и креативные фотографы, дополняющие факт декоративными эффектами, используя различные программы.
Я отношусь к первым, и наверное, моя фишка — это минимум обработки. Потому что, помимо прочего, я еще и профессиональный графический дизайнер, владеющий всеми существующими программами в совершенстве.
Я понимаю, что фотографии привлекли бы большее внимание аудитории, если бы я окружала самолеты драматическими облаками, небом цвета бирюзы или необыкновенным малиновым закатом, но для меня важна естественность во всем.
Я люблю фотографировать "боковики", чтобы хорошо была видна ливрея. Если есть возможность, фотографирую самолеты анфас: люблю ловить момент, когда самолет "смотрит" точно на меня, это довольно сложно.
Время съемки зависит от аэропорта и плотности трафика. Например, в лондонском Хитроу или парижском Шарль де Голле я иногда снимаю целый день.
Кроме фотокамеры со мной всегда полностью заряженный мобильный телефон с "флайтрадаром" и приложением аэропорта — и хорошее настроение.
Авиакомпания Kuwait Airways получила самолет A320neo с регистрационным номером 9K-AKN в конце 2019 года. Борт сфотографирован в Кувейте, достаточно редком для споттинга месте :: Анна Зверева
– Анна, напоследок дайте, пожалуйста, несколько советов споттерам, только начинающим свой путь в этом хобби.
– Начинающим споттерам я бы посоветовала быть собой, следовать своему стилю — в первую очередь они фотографируют для себя. Не бояться критики, но и не поддаваться чужому влиянию.
Совершенствоваться и по возможности сразу учиться на хорошей фототехнике — это приучит не допускать небрежности в работе и даст больше возможностей, тогда будет радовать не только процесс, но и результат.
Помнить, что споттеру мало просто научиться фотографировать самолеты, споттер должен самозабвенно любить авиацию. Тогда все получится.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent