Суматошное продвижение

Сборочный цех Boeing 787: за оснасткой не видно самолета

Майкл МЕКXЭМ, Сан-Франциско

Рис. 1. Сборочная линия 787-х сейчас выглядит, как растревоженный улей
Рис. 2. По планам Boeing, сборочная линия должна выглядеть так
На самой свежей фотографии цеха окончательной сборки Boeing 787 видно, что работы сейчас ведутся на трех машинах — первый испытательный самолет ZA001 на переднем плане и за ним два стендовых экземпляра самолета для испытаний на статическую нагрузку и усталость (рис. 1).
При ближайшем рассмотрении также можно рассмотреть, с каким трудом фирме Boeing дается сборка первых самолетов нового типа. Обратите внимание на количество необходимых для работы сборщиков вспомогательных конструкций, которые окружают каждый самолет. Их там быть не должно.
На фотографии ZA001, сделанной весной прошлого года (рис. 2) на этапе стыковки крыла с фюзеляжем, видно, как должен выглядеть цех окончательной сборки Boeing, когда все идет по плану. В помещении, где царит идеальный порядок, расположены четыре сборочных участка. На первом из них, в частности, выполняется доводка фюзеляжа и стыковка крыла, при этом используется минимум оснастки и нет никаких мостовых кранов. После выхода производства на полную мощность Boeing рассчитывает свести продолжительность окончательной сборки всего к шести дням, что в три раза быстрее нынешних темпов производства широкофюзеляжного самолета. Вообще, на каком-то этапе Boeing планирует собирать по самолету каждые три дня — правда, представители компании пока не знают, когда этот день настанет.
Пока же не все еще ладно в производственном механизме. Нехватка запчастей, особенно крепежей, помешала основным поставщикам выполнить отгрузку готовых узлов и агрегатов в сборе. Это вынудило Boeing вернуться к процессу сборки, который больше напоминает работу "по старинке", чем сборку самолета из больших блоков, как планировалось.
Опытные производственники, заставшие то время, когда ни Boeing, ни кто-либо еще не применяли цифровые технологии проектирования и производства, помнят, насколько неточным был процесс сборки. Единственным способом подогнать узлы было использование специальных регулировочных прокладок. Сейчас так уже не делают. Проблема не в качестве, а в деталях самих сборочных узлов 787-й машины. Как утверждают в компании, композиционные секции фюзеляжа и крыло первого самолета были состыкованы точно.
Невзирая на перенос летных испытаний и первых передач самолетов заказчикам на полгода, Boeing все еще намерен "поставить под ток" ZA001 к концу января. В середине января Boeing объявил, что первый полет 787-го, намеченный на конец I квартала, переносится ориентировочно на конец II квартала.
Сборка второго летного экземпляра, ZA002, которая по плану должна была начаться в конце декабря, перенесена на конец января. Сроки сборки четырех остальных летных экземпляров, ожидавшихся к 31 января, пока остаются неясными.
Начало окончательной сборки седьмого борта — первого самолета, который будет поставлен пилотному заказчику, All Nippon Airways, — намечалось на февраль, но сроки, вероятно, сдвинутся. Как рассчитывает Boeing, по мере перехода подрядчиков на поставку узлов в сборе количество вспомогательных конструкций в цеху будет постепенно сокращаться.
К концу года Boeing планирует подготовить к поставке 40 самолетов, хотя фактическая передача заказчикам большинства из них будет выполнена только в начале 2009 г. К концу 2009 г. компания планирует выпустить 109 машин, однако ряд аналитиков придерживаются более консервативных прогнозов: около 75 самолетов.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.