Толкающие пропеллеры и импеллеры
Ведущие вертолетостроительные компании мира изучают возможности повышения крейсерской скорости винтокрылых машин. Одним из вариантов решения проблемы может оказаться схема с толкающим винтом, который позволяет разгрузить несущий винт и отсрочить наступление условий, при которых возникает срыв потока на отступающей лопасти. У обычных вертолетов он возникает при скорости примерно 300 км/ч и вызывает вибрации, способные привести к разрушению несущего винта.
Американская компания Piasecki Aircraft впервые испытала концепцию толкающего винта на модели 16H-1 Pathfinder еще в 1962 г. Сейчас Piasecki работает над программой X-49A Speedhawk, запущенной в 2000 г. по заказу ВМС США, но с 2004 г. перешедшей под контроль Управления прикладных технологий армейской авиации. В качестве основы X-49A используется вертолет SH-60F Seahawk. Штатный рулевой винт заменен импеллером — толкающим винтом в кольцевом обтекателе — с изменяемым вектором тяги, который компенсирует крутящий момент несущего винта и обеспечивает управляемость вертолета. Кроме того, установлено несущее крыло с флаперонами, представляющее собой несколько укороченное крыло самолета Aerostar FJ-100. Крыло и толкающий импеллер позволяют снизить нагрузку на несущий винт, уменьшить угол атаки отступающей лопасти и избежать срыва потока на ней.
Первый полет X-49A состоялся 29 июня 2007 г., а в начале 2009 г. успешно завершился первый этап летных испытаний, цель которого состояла в тестировании конфигурации во всем диапазоне допустимых летных режимов немодифицированного вертолета. Испытания продемонстрировали увеличение скорости более чем на 45% на сходных режимах работы силовой установки и уменьшение уровня вибрации в два раза.
На втором этапе прототип будут испытывать в скоростном режиме. Для этого на него дополнительно установят обтекатель втулки несущего винта, убираемое шасси и улучшат обтекаемость планера. Кроме того, вместо ВСУ будет установлен турбовальный двигатель Rolls-Royce 250-C30R для сообщения дополнительной мощности импеллеру. Механические органы управления будут заменены на ЭДСУ для снижения нагрузки на экипаж. Конечная цель — добиться увеличения максимальной скорости на 50% по сравнению со строевым UH-60.
Окончательный вариант вертолета для армии США может отличаться от нынешнего демонстрационного образца. У него может появиться полноценный третий двигатель вместо вспомогательного, а также усовершенствованное несущее крыло.
От результатов второго этапа испытаний зависит дальнейшее финансирование программы. В целом компания имеет шансы на успех, поскольку разрабатываемая ею технология теоретически может быть применена для модернизации и других типов вертолетов с целью улучшения их ЛТХ.
Так, в начале 2009 г. Piasecki представила концепцию модифицированного транспортного вертолета Boeing CH-47 с установленными по обе стороны фюзеляжа двумя дополнительными поворотными импеллерами. По словам разработчиков, такая конфигурация позволит достичь максимальной скорости 460 км/ч в горизонтальном полете, а в вертикальном наборе — увеличить грузоподъемность на 30%.
Своим появлением этот проект обязан тесному сотрудничеству Piasecki с Boeing, который с самого начала работы над программой X-49 предоставлял безвозмездную техническую помощь. Boeing заинтересован в применении технологии Piasecki в будущем для улучшения характеристик ударного вертолета AH-64 Apache.
У компании Sikorsky также есть определенный опыт исследований в области скоростных вертолетов — в 70-х гг. был испытан демонстрационный образец XH-59A, развивший скорость 487 км/ч. Но вибрация вертолета и рабочая нагрузка на экипаж оказались столь велики, что от дальнейших работ по этой программе пришлось отказаться.
Сейчас Sikorsky ведет разработку нового скоростного вертолета — без внешней финансовой поддержки. В июне 2005 г. компания объявила о начале работ по программе X2, предполагающей создание однодвигательного вертолета с двумя соосными несущими винтами, шестилопастным толкающим хвостовым пропеллером, ЭДСУ и активной системой гашения вибраций, управляемого одним пилотом и развивающего крейсерскую скорость 460 км/ч.
Первый полет опытного образца X2 — с незадействованным хвостовым пропеллером — состоялся в августе 2008 г. Программа летных испытаний предполагает четыре этапа, первый из которых успешно завершился наземными испытаниями хвостового пропеллера в январе 2009 г. Скорость полета будет постепенно увеличиваться, пока не достигнет заветных 460 км/ч — как предполагается, уже к концу текущего года. Возобновление испытательных полетов планируется в ближайшее время.
4 мая компания представила на конференции Американской ассоциации армейской авиации полномасштабный макет легкого тактического вертолета LTH на основе концепции X2. По словам представителей компании, подобный вертолет может применяться в разнообразных военных целях. По мнению некоторых наблюдателей, это событие — в первую очередь заявка Sikorsky на участие в будущем тендере армии США на поставку армейского разведывательного вертолета. Если это так, шансы Sikorsky будут зависеть от того, насколько оперативно компания сможет довести до ума технологию X2.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent