Тренажер для лесников
Растущий спрос на обучение и подготовку летного персонала в России способствует выходу на этот рынок новых отечественных игроков, предлагающих свои современные решения. В конце ноября компания ЦНТУ "Динамика" из подмосковного Жуковского поставила для службы "Авиалесоохраны" комплексный тренажер Ми-8МТВ "Лесник". Тренажер установлен на территории центральной базы службы в подмосковном Пушкино, где на нем будет осуществляться обучение летных экипажей вертолетов типа Ми-8, работающих в государственной системе охраны лесов.
Как отмечают представители "Динамики", несмотря на то, что компания имеет уже десятилетний опыт по разработке авиационных тренажеров, тренажер для "Авиалесоохраны" стал первым гражданским заказом, полученным в результате победы в открытом конкурсе. До этого компания уже занималась вертолетными тренажерами, но в основном по военной тематике. В 2007 г. был разработан тренажер Ми-24П для Сызранского летного училища, а ранее тренажер Ми-17-В-1, созданный совместно с санкт-петербургской компанией "Спарк", был поставлен в учебный центр военно-морских сил Мексики. Кроме того, "Динамика" активно работает над созданием тренажерных комплексов для военных и гражданских самолетов. Так, в частности, компания сделала два инженерных тренажера Superjet 100 для сопровождения проектирования этого нового российского регионального лайнера.
Как рассказали АТО в ЦНТУ "Динамика", тренажер "Лесник" обладает всеми необходимыми функциональными и методическими возможностями для отработки экипажем полного спектра задач пилотирования в условиях реального интерьера кабины и имитации работы всех бортовых систем. Он также позволяет осуществлять подготовку летного состава для действий во всевозможных особых ситуациях, создаваемых отказами авиационной техники, ошибками в пилотировании и неблагоприятными метеорологическими условиями.
Система визуализации тренажера представляет собой шестиканальный проекционно-экранный комплекс с частично сферическим экраном и углами обзора 220° по горизонтали и 70° по вертикали. Загружаемая сцена района полетов довольно велика — 300 на 300 км, а ее высокое разрешение обеспечивает возможность визуального определения состояния лесных массивов, выявления очагов пораженного леса, лесных пожаров, дыма и огня.
По словам руководителя проекта "Лесник" Сергея Ягодина, при создании этого тренажера впервые была использована проекционно-экранная система визуализации, в которой проекторы расположены снизу. Причина в том, что из-за специфики задач, которые предстоит решать с помощью этого тренажера, исключительно важно иметь высококачественное фотореалистичное изображение именно в нижней полусфере экрана, что трудно достижимо при верхнем расположении проекторов. В результате при минимальном количестве проекторов удалось добиться необходимых углов обзора и удовлетворительного разрешения. Кроме того, для генерации изображения обстановки вне кабины были использованы более современные и производительные видеокарты, которые позволили качественно прорисовывать такие сложные эффекты, с которыми приходится сталкиваться лесоохране, как развитие пожаров во времени и перенос дыма ветром.
В качестве дополнения к "Леснику" ЦНТУ "Динамика" разработала еще одну новинку — тренажер оператора внешней подвески и оператора лебедки. Как известно, лебедка используется для подвески емкости для воды при тушении лесных пожаров, а также является незаменимым средством доставки и спасения людей в чрезвычайных ситуациях. Создание уникального тренажера оператора внешней подвески потребовало от специалистов "Динамики" моделирования пространственного движения груза на внешней подвеске и его влияния на динамику вертолета, а также создания стереосистемы визуализации груза на фоне подстилающей поверхности в единой визуальной сцене. Конструктивно этот тренажер представляет собой макет грузовой кабины с люком, где оператор видит картинку через специальные очки.
ЦНТУ "Динамика" планирует расширять спектр своих работ по гражданской тематике. Как рассказал АТО главный конструктор компании Андрей Бюшгенс, основная трудность при создании тренажеров заключается в поиске технических данных по конкретной модели, необходимых для моделирования ее поведения в виртуальном пространстве. За рубежом набор этих данных можно просто купить у производителя, а в российских условиях их приходится по частям собирать у разработчика, испытателей и эксплуатантов. Преимущество "Динамики" состоит в ее тесных связях с ЦАГИ, где проходят статические испытания все российские летательные аппараты.
По словам Бюшгенса, сейчас "Динамика" вместе со своим партнером — канадской компанией CAE — планирует принять участие в конкурсе на разработку тренажера для перспективного российского ближнесреднемагистрального лайнера МС-21, который должен начаться в самое ближайшее время. Также в планах сотрудничества с канадцами — открытие в России центра летной подготовки, где будут использоваться совместно созданные тренажеры российских и зарубежных ВС.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent