Турецкий марш
Авиакомпания Turkish Airlines ведет активную экспансию на Запад и на Восток, а ее подразделение по ТОиР реализует свои амбициозные планы развития, рассчитывая в течение пяти лет войти в пятерку лидеров рынка техобслуживания. По мнению руководства Turkish Technic, благоприятное географическое положение позволит компании довести долю прибыли от оказания услуг третьим сторонам до 50%. Немалая роль в этом процессе отводится российским клиентам.
Исторически техническая служба турецкого перевозчика ориентировалась на обслуживание парка материнской компании, который составляет более сотни ВС разных типов: Boeing 737-800 и -400, семейство Airbus A320, A310, A330 и A340. До последнего времени выполнение линейного обслуживания и тяжелых форм парка Turkish Airlines составляло почти 85% деятельности компании. Выделение ТОиР в отдельный бизнес, как и ориентация на оказание услуг сторонним авиакомпаниям, осуществилось в ходе реструктуризации Turkish Airlines, в результате которой часть акционерного капитала перешла из государственной в частную собственность, а Turkish Technic стала отдельной структурой с собственным руководством. Несмотря на то что государство по-прежнему владеет блокирующим пакетом группы Turkish, совет директоров не препятствовал принятию и реализации ряда стратегических решений непосредственным руководством перевозчика.
Темпы роста бизнеса Turkish Airlines за последние несколько лет могут впечатлить. Даже на фоне кризисных явлений на глобальном рынке авиаперевозок чистая прибыль авиакомпании за первую половину 2008 г. составила, согласно ее отчету, 208 млн долл. Планам по превращению Стамбула в важный транзитный пункт между Европой, Азией и Ближним Востоком способствует рост экономических показателей в регионе, а также вступление авиакомпании в глобальный альянс Star Alliance в апреле этого года. Причем в отличие от стран Персидского залива, где базируются компании Emirates, Etihad и Qatar Airways со своими сильными службами ТОиР, Турция располагает довольно емким внутренним рынком воздушных перевозок и от конкуренции на этом рынке Turkish Technic только выигрывает. Клиентская база компании насчитывает дюжину местных перевозчиков, среди которых Pegasus, Onur Air, Kuzu Air Cargo, Atlas Jet и др. Удобное географическое расположение компании — основная база Turkish Technic расположена в стамбульском Международном аэропорту им. Ататюрка — позволяет найти клиентов как на Западе, в том числе в рядах новоиспеченных партнеров по Star Alliance, так и среди восточных соседей. В число последних уже вошли Air Moldova, Azerbaijan Airlines, "Аэросвит", "Донбассаэро" и Air Astana.
"Очевидно, Россия является для нас приоритетным рынком, — говорит Альтуг Сокели, менеджер по маркетингу и продажам Turkish Technic, — в настоящее время наш единственный российский клиент — авиакомпания "Трансаэро", но мы ведем переговоры о сотрудничестве с рядом российских перевозчиков".
Расширение клиентской базы сдерживается ограниченными мощностями. На сегодня Turkish Technic располагает двумя ангарами в Аэропорту им. Ататюрка, где могут одновременно обслуживаться до пяти широкофюзеляжных и семи узкофюзеляжных самолетов. На следующий год запланирован ввод в эксплуатацию дополнительных площадей на девять ВС в Стамбульском аэропорту им. Сабихи Гёкчен, куда выполняют полеты в основном региональные и низкотарифные перевозчики. В результате возможности провайдера существенно расширятся. "Авиакомпании нередко выполняют рейс в Стамбул на самолете, который встает у нас на плановое ТО, и улетают на том, работы по которому завершены", — говорит Сокели. По расчетам руководства компании, прибыль предприятия в этом году должна достичь 404 млн долл., из которых около 65 млн принесут сторонние заказы.
Относительно низкий по сравнению с Европой уровень оплаты труда (на сегодня штат компании насчитывает 3 тыс. сотрудников) дает ощутимую экономию. К тому же, по признанию руководства Turkish Technic, недостатка в квалифицированной рабочей силе компания не испытывает. Впрочем, конкурировать по стоимости услуг с провайдерами из Китая компания не планирует, ссылаясь на свое географическое преимущество.
Традиционно выполняя работы по нескольким модификациям двигателей CFM56, GE CF6-80 и Honeywell LF507-1F, Turkish Technic в августе этого года договорились с Pratt & Whitney Global Service Partners о создании совместного предприятия по обслуживанию и капитальному ремонту двигателей CFM56 и V2500. Напомним, что в прошлом году Pratt & Whitney получила сертификат авиационных властей США на производство 47 компонентов горячей части CFM56, став первым двигателестроителем, поставляющим запчасти к двигателям конкурирующего производителя. Очевидно, этим и объясняется интерес P&W к партнерству с независимым провайдером услуг ТОиР. Центр ТОиР двигателей (Turkish Engine Center), который по графику должен открыться в 2009 г., рассчитан на обслуживание до 200 двигателей ежегодно.
В планах Turkish Technic — дальнейшее развитие международной кооперации, в частности, с Goodrich и другими производителями запчастей, компонентов и систем. В качестве новых направлений деятельности руководство компании рассматривает возможности организации центра оборудования и отделки салонов самолетов деловой авиации, а также конвертации пассажирских самолетов в грузовой вариант.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent