"Участники рынка и его регуляторы должны понимать, как происходит дигитализация отрасли"
В авиационной индустрии дигитализация все больше проникает не только в процессы производства воздушных судов (ВС), но и в их техническое обслуживание (ТО). Почему без цифровой трансформации уже невозможно обойтись и как она изменит провайдеров услуг ТО, "Авиатранспортному обозрению" (ATO.ru) рассказал Максим Пивовар, директор по развитию информационных систем S7 Technics.
ATO.ru: Максим Юрьевич, в мае 2018 г. S7 Technics заявил, что внедрит на своих производственных площадках программное обеспечение (ПО) AMOS MRO Edition от Swiss-AS. Расскажите, пожалуйста, на какой стадии реализации находится этот проект?
М. П.: AMOS MRO Edition используется специалистами S7 Technics как основная информационная система для поддержания летной годности и ТО ВС c 1 июля текущего года. Сейчас в AMOS MRO Edition мы занимаемся поддержанием летной годности самолетов S7 Airlines и техобслуживанием ВС почти всех наших российских и зарубежных заказчиков.
Анамнез
ATO.ru: Интересно, а как вы в целом оцениваете состояние цифровизации процессов поддержания летной годности и техобслуживания авиатехники в России?
М. П.: В целом российская индустрия ТОиР авиатехники находится на начальном этапе цифровизации производственных процессов. В том числе по этой причине в начале октября мы совместно с IATA провели в Москве семинар "Цифровизация эксплуатации ВС" (Digital Aircraft Operations 2019; DAO Workshop).
Мы считаем важным привлекать внимание авиационных организаций и властей к вопросам цифровизации ТО ВС. Участники рынка и его регуляторы должны понимать, как происходит дигитализация отрасли.
S7 Technics готов быть локомотивом в применении перспективных IT-технологий. В следующем году мы планируем вплотную приблизиться к использованию электронных цифровых подписей, хотим внедрить мобильную версию AMOS MRO Edition и автоматизировать еще целый ряд процессов.
Директор по развитию информационных систем S7 Technics Максим Пивовар на форуме "Крылья будущего — 2019" :: ATO Events
Ведущие эксперты IATA, выступавшие на DAO Workshop 2019, заявляют, что не так сложно внедрить безбумажную технологию, как гарантировать ее безопасность. Требуется подтверждение того, что безбумажная технология действительно может гарантировать правдоподобность процесса ПЛГ или ТО ВС с точки зрения документационного оформления.
Подпись на бумаге гарантирует подлинность документа — при необходимости мы всегда можем провести графологическую экспертизу. В электронных подписях возникают другие угрозы — к примеру, защита информации и данных.
Поэтому очень важно обеспечить не только техническую возможность использовать электронную подпись (оборудование для этого давно существует), но и защитить достоверность этой информации — сегодня это приоритет.
После решения данного вопроса предстоит отменить требование регуляторов — до сих пор техник должен идти на ВС исключительно с бумажной версией наряда на работу. России в этом вопросе — в сравнении с зарубежными авиационными державами — есть куда развиваться.
Именно поэтому мы решили проводить такие образовательные мероприятия для участников отрасли и ее регуляторов. Конечно, мы понимаем, что необходимые изменения потребуют времени.
Главная цель DAO Workshop 2019 — знакомство авиационных организаций и авиавластей с передовым опытом в области цифровизации ПЛГ и ТО ВС. Если мы хотим быть конкурентоспособными, то просто не вправе оставаться в стороне от этой темы.
ATO.ru: Интересно, а какие-то стандартные решения по теме дигитализации ТО ВС уже выработаны?
М. П.: Специалисты Swiss-AS говорят, что хотя процесс цифровизации и набирает обороты в мире, жестких стандартов пока нет, они еще только вырабатываются. Поэтому время у российской индустрии есть, но его надо использовать с максимальной пользой и работать сообща с зарубежными партнерами.
Например, уделять особое внимание вопросам стандартизации, чтобы отрасль использовала одну и ту же терминологию, электронные версии документов должны быть в одном формате — это важный вопрос.
ATO.ru: А что, для российской авиации проблема цифровизации ПЛГ и ТО ВС самая важная? Других проблем нет?
М. П.: Безусловно, у российской авиации существует много вопросов, над которыми предстоит работать.
Но при этом на DAO Workshop 2019 была делегация специалистов из корпорации "Иркут". Мы налаживаем контакт между "Иркутом" и Swiss-AS в плане того, чтобы документация на МС-21 была сразу применима к AMOS, то есть сразу выпускалась в формате S1000D.
Мы планируем активно участвовать в процессе техобслуживания МС-21 и, скорее всего, первым оператором этих ВС будет авиакомпания, использующая AMOS. Мы видим, что российские авиапроизводители делают достаточно серьезные шаги, чтобы выпускать самолеты в самом современном формате документации S1000D — это очень хорошо.
Но в случае S7 Technics как организации ТОиР, занимающейся в первую очередь техподдержкой зарубежной авиатехники, дигитализация нужна также и для других целей. К примеру, сейчас мы планируем заниматься внедрением проекта по контролю выдачи инструментов с помощью RFID-меток. Этот проект направлен на повышение безопасности полетов — самолет не должен улетать, пока весь выданный для его ТО инструмент не вернулся на место хранения.
В будущем мы планируем развивать использование RFID-технологии во всем складском хозяйстве, чтобы выдача и учет материальных ценностей проходили быстрее и прозрачнее. Реализовывать этот проект гораздо более эффективно с параллельным внедрением электронно-цифровых подписей.
Мотивация выбора
АTО.ru: К чему в итоге вы стремитесь прийти?
М. П.: Одно из приоритетных направлений работы — наполнение информационной системы очищенными данными. Очищенные данные позволят легче нормировать работу.
Частичная автоматизация процесса ввода информации о затраченном времени, к примеру, на замену агрегата значительно повышает точность данных по сравнению с вводом информации инженерно-техническим персоналом.
Мы будем более четко понимать собственные производственные возможности. Благодаря очищенным данным, а также статистике и прогнозам мы сможем повышать эффективность работы, сокращать время простоев самолетов на ТО. Не будем этим заниматься — снизим конкурентоспособность.
Для нас также важна скорость работ: рынок переполнен самолетами, а ресурсы для их ТО зачастую ограничены. Единственный вариант — уменьшать показатель TAT (turn-around-time), время простоя самолета на ТО.
АTО.ru: Как дальше вы будете использовать AMOS?
М. П.: Мы активно сотрудничаем со Swiss-AS в части доработки системы по тем вопросам, которые нас не устраивают. Например, речь идет о финансовом модуле — у российского бизнеса есть своя специфика.
Также мы поставили задачу внедрить AMOS в качестве основной информационной системы. В свое время систему AMOS разработали для авиакомпаний. Пока это ПО внедрили всего несколько технических провайдеров. Swiss-AS готова развиваться и менять свой программный продукт под цели и задачи своих клиентов.
АTО.ru: А почему все-таки AMOS?
М. П.: На рынке есть и другие IT-решения. До определенного времени мы использовали продукт от компании Oracle, есть решение от компании SAP. Они хорошие и в некоторых вещах более гибкие, чем AMOS. Но чтобы управлять Oracle и SAP, во-первых, нужна армия программистов высокой квалификации для постоянного поддержания систем – это требует неоправданно больших вложений. Во-вторых, это не дружественные системы для использования техниками —а все-таки они основной потребитель продукта.
Кроме того, изначально участники российского авиарынка выбрали AMOS. А нам, как клиентоориентированной компании, надо разговаривать с заказчиками на одном языке.
В будущем мы даже хотим настроить интеграцию нашей системы с системами заказчиков, чтобы более оперативно обмениваться данными и эффективнее выполнять задачи. Сейчас существует много лишних трудозатрат, так как нам требуется согласно договорам отражать фактически выполненные работы в информационных системах некоторых клиентов.
Вместе и сообща
АTО.ru: А кто из иностранных провайдеров вас вдохновляет с точки зрения цифровизации?
М. П.: Мы активно контактируем c IATA, SR Technics, изучаем опыт различных провайдеров, хорошо продвинувшихся в этой области.
Большое влияние на нашу работу оказывают мероприятия Swiss-AS. Например, недавно мы проводили встречу со специалистами норвежского вертолетного оператора — в его работе уже вовсю используется электронная подпись. Но сказать, чтобы напрямую кто-то из компаний, использующих AMOS, нам активно помогал, нельзя.
Тренды цифровизации диктуют ICAO и IATA, представители бизнеса, которые рассказывают о своих передовых новациях. Мы знакомимся с их опытом, перенимаем лучшее.
ATO.ru: Объясните, почему S7 Technics решил продвигать дигитализацию процессов ПЛГ и ТО ВС — на моей памяти, ни один из провайдеров на территории России и СНГ не проводил образовательных мероприятий, подобных DAO Workshop.
М. П.: Один — в поле не воин. В государственных организациях добиваться изменений отрасли достаточно сложно. В любой отрасли, любой стране госорганы достаточно консервативны.
Основная цель прошедшего мероприятия — показать, что мировое сообщество очень активно занимается вопросами дигитализации авиатранспортной индустрии. Уже есть конкретные эффективные примеры и наработки. Нам ни в коем случае нельзя отставать.
Мы пригласили представителей авиакомпаний, авиавластей и производителей, так как все вместе должны двигаться вперед. Если только один S7 Technics захочет изменений, вряд ли что-то получится. А если все российское авиационное сообщество объединится под флагом дигитализации, тогда авиавласти тоже будут работать в этом направлении.
Флот российских авиакомпаний преимущественно состоит из самолетов иностранного производства, наши авиапроизводители хотят продавать самолеты не только на внутреннем, но и на международных рынках, поэтому мы должны работать синхронно с мировым сообществом.
ATO.ru: А как вы видите дальнейшую работу с российскими авиационными властями?
М. П.: Пока я надеюсь, что наши коллеги как минимум начнут об этом больше говорить. Все начинается с желания. Под лежачий камень вода не течет. Мы не можем прийти завтра и заставить кого-то все поменять. Наша индустрия к этому еще не готова.
Несколько минут назад вы задали справедливый вопрос: что, у нас других проблем нет? Конечно, есть. И много. И мы находимся в самом начале пути в цифровую авиаиндустрию. Но мы должны туда идти.
Дигитализация для нас — способ повысить собственную эффективность. Но в росте собственной эффективности заинтересованы и другие игроки рынка.
Часто самолеты передаются от одного российского оператора другому — применение безбумажных технологий значительно ускорит и упростит этот процесс. Пусть наши ведущие авиакомпании будут законодателями мод не только в питании и пассажирском сервисе, но и в ПЛГ и ТОиР.
БПЛА и радость от AMOS
ATO.ru: С безбумажными технологиями все более-менее понятно. А что вы скажете по вопросу применения беспилотных технологий в ТО ВС?
М. П.: Пока в России дроны в сфере ТО ВС достаточно сложно использовать. Сейчас в нашей стране беспилотники можно применять исключительно в закрытом ангаре. Основная цель использования дрона — повышение скорости. А скорость в первую очередь нужна для линейного ТО, которое обыкновенно проходит не в ангаре.
Эти технологии должны развиваться, но переход к ним, скорее всего, произойдет через шаг. Сначала надо внедрить в процесс ТО ВС мобильные технологии. Допустим, дрон готов передать информацию — и что дальше? Планшета в руках у техника ведь нет. Он может передать информацию на стационарный компьютер, но вам придется к нему идти.
АТО.ru: Вернемся к AMOS. Вы уже почувствовали эффект от внедрения этого ПО?
М. П.: Да, и значительный. Основное преимущество — централизация всех данных в одной системе. Раньше систем у S7 Technics было несколько.
АТО.ru: И в чем радость от этого, например, для клиента?
М. П.: Когда у вас все данные сосредоточены в одной системе, вам гораздо проще понять, чего у вас не хватает и где есть проблемы. Когда данные размазаны по нескольким системам, тратятся огромные ресурсы на сбор всей информации.
Также в рамках внедрения AMOS мы провели огромную работу по очистке данных. Мы привели в порядок и оптимизировали все справочники и поставили на поток внедрение постоянных улучшений. Это нужно, чтобы наша компания не растеряла достигнутые преимущества и продолжала двигаться вперед.
У нас большой план по улучшению качества данных. Его реализация позволит ускорить скорость передачи информации и ее качество. Если используется одна система, гораздо проще устранять ошибки, которые возникают. Немаловажно, что, работая в одной системе, мы используем одну и ту же терминологию.
АТО.ru: По вашей экспертной оценке, при каком количестве флота целесообразно заниматься дигитализацией процессов ПЛГ и ТО ВС? Стоит ли заниматься дигитализацией региональным перевозчикам, в парках которых не так много самолетов, зачастую возрастных?
М. П.: Выскажу мнение, которое почему-то не очень популярно в России. Неважно, какую систему вы выбрали, никто вам не запрещает обратиться в инжиниринговый центр, например S7 Technics, за услугой ПЛГ.
Поэтому крупным игрокам на рынке пора продавать услугу ПЛГ. Представляете, у вас три самолета, а вам надо будет вести их инжиниринговое обеспечение. Это достаточно дорого. Ведь программа ТО не меняется в зависимости от числа самолетов. Но почему-то услуга выполнения ПЛГ в России не развита.
Маленьким авиакомпаниям неинтересен AMOS, так как его внедрение требует существенных финансовых затрат. Поэтому в России нужно развивать не только само ТО, но и услуги ПЛГ.
В России достаточно активно развивается аутсорсинг в сфере бухгалтерского учета. Например, индивидуальные предприниматели не задумываются, чтобы завести бухгалтера. Они приобретают программу, платят несущественные деньги, получают хороший сервис.
В ПЛГ не так все просто, но за таким подходом, считаю, будущее. Маленький оператор разорится, имея свое IT-подразделение и штат специалистов по ПЛГ. Гораздо проще эту услугу купить и сосредоточиться на своей основной деятельности — авиаперевозках.
АТО.ru: В заключение спрошу, а какова все-таки стоимость внедрения AMOS?
М. П.: Стоимость AMOS соразмерна или даже меньше годовых затрат на эксплуатацию одного или нескольких самолетов.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent