Узбекский пример
ATO.ru — По мере того как в гражданской авиации России стремительно растет парк иностранных воздушных судов и количество их эксплуатантов, перед операторами зарубежных машин все острее встает вопрос снижения издержек на их обслуживание. Отечественный рынок ТОиР западной техники пока занят крупными иностранными провайдерами, а создание собственных технических центров идет медленно, хотя в этом заинтересованы как перевозчики, так и сервисные компании. Вместе с тем опыт Узбекистана, где на базе бывшего Ташкентского авиаремонтного завода национальный перевозчик Uzbekistan Airways ("Узбекистон Хаво Йуллари") создал уникальный для постсоветского пространства центр ТОиР западной техники, показывает, что при грамотной бизнес-стратегии и государственной поддержке этот рынок может быть успешно освоен и собственными силами.
Максим ПЯДУШКИН, Ташкент
Когда в 1992 г. в Узбекистане была создана национальная авиакомпания Uzbekistan Airways, в ее состав также вошел Ташкентский завод № 243 гражданской авиации, который занялся ремонтом доставшейся авиакомпании в наследство советской авиатехники. В середине 90-х гг. Uzbekistan Airways начала переходить на западную технику и перед предприятием, которое получило новое название Uzbekistan Airways Technics (UAT), была поставлена задача обеспечить техническую поддержку нового флота авиакомпании. На предприятии был создан Центр технического обслуживания западной техники (ЦТО), и по новому бизнес-плану, разработанному в 1996 г., предполагалось в течение 10 лет полностью отказаться от ремонта самолетов советского производства, которые на UAT называют восточным флотом.
Быстрый переход
Инвестиции для модернизации производственных мощностей нашлись сразу. Поскольку Uzbekistan Airways является государственной (и единственной в стране) авиакомпанией, переход на новую технику осуществлялся при поддержке правительства. Под его гарантии UAT получила от немецких банков кредиты на закупку оборудования и обучение персонала. Как рассказал АТО главный менеджер ЦТО UAT Николай Журавлев, изначально планировалось взять 18 млн долл., но уже после первого транша в 5 млн долл. предприятие смогло достичь поставленных целей.
В UAT не скрывают, что освоение ремонта западной техники происходило при содействии "хорошей, но дорогой" компании Lufthansa Technik, которая осуществляла ТОиР первых самолетов A310 узбекской авиакомпании. В 1997 г. Uzbekistan Airways получила первый сертификат JAA на базовое и линейное обслуживание, и после этого началось расширение объемов базового обслуживания до C-check высоких степеней сложности. Одновременно шла работа по расширению типов обслуживаемых самолетов. По словам Журавлева, поначалу хотели освоить обслуживание только одного типа, но в конце концов предприятие получило европейские сертификаты на работу с самолетами A310 и Boeing 757 и 767. Ограничение было поставлено только по типам двигателей. У UAT пока есть разрешение на обслуживание самолетов только с двигателями PW4000 для самолетов A310 и Boeing 767, PW2000 и Rolls-Royce RB211 для Boeing 757.
Проводить собственными силами С-check своих самолетов узбекская компания начала с 1997 г., а в 2003 г. она впервые провела на самолете A310 еще более сложную форму обслуживания — IL-check, который представляет собой промежуточный, или разнесенный, D-check. С 2004 г. все самолеты Uzbekistan Airways обслуживаются только в Ташкенте.
Как рассказал Николай Журавлев, даже работа только над парком собственной авиакомпании обеспечивает предприятию высокую загрузку. За год на своих самолетах UAT проводит 120-130 A-check и до десятка более тяжелых форм. Например, в прошлом году, который был самым насыщенным по загрузке, ташкентский завод выполнил тяжелые формы технического обслуживания 14 самолетов (из них 11 собственных), включая два IL-check на самолетах A310 и три C4-check на Boeing 757. Годовой объем производства достиг 450 тыс. человеко-часов. На этот год на UAT запланированы C-check семи собственных машин и минимум два сторонних заказа. А за весь период своей деятельности UAT уже сэкономила для бюджета республики 22 млн долл. на ТОиР "иномарок" национального перевозчика.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent