В ожидании
Падение спроса, демпинг, снижение платежеспособности авиакомпаний, стремительное нарастание долгов — эти и другие негативные факторы в прошлом году существенно ухудшили экономику отрасли авиаперевозок в России. Некоторое оживление на рынке в последние месяцы вселяет определенные надежды на преодоление последствий кризиса. В 2009 году пассажиропоток в России падал быстрее, чем на мировом рынке, но в начале 2010 года он начал более стремительно восстанавливаться. Однако это не гарантирует столь же быстрого восстановления финансовой стабильности перевозчиков. Публикуемый текст составлен на основе анализа, проведенного Российской Ассоциацией Эксплуатантов Воздушного Транспорта (АЭВТ).
Прошлый год эксперты оценивают как самый сложный в истории отечественной гражданской авиации. Было перевезено на 4,7 млн пасс. меньше, чем в 2008 г. По объемам пассажирских и грузовых перевозок авиакомпании вышли лишь на уровень 2007 г. Итоговые показатели авиационных перевозок в 2009 г. демонстрируют существенный спад спроса как на внутренних, так и на международных воздушных линиях. По отношению к предыдущему году пассажирооборот снизился на 8,3%, перевозки пассажиров — на 9,4%. Перевезено 45,1 млн чел. при занятости пассажирских кресел 74,3% (на 0,3 п. п. выше, чем в 2008 г.).
Интересны экспертные данные о количестве пассажиромест, предложенных на одного жителя страны. В США на каждого из 300 млн жителей предлагается 3 пассажироместа в год, в Китае при населении 1,3 млрд чел. — 0,3 места в год, в Индии (1,1 млрд чел.) — 0,1 пассажироместа, в России каждому из 140 млн чел. предлагается 0,4 пассажироместа. Эти данные в определенной степени характеризуют доступность воздушного транспорта и уровень развития авиационного сообщения внутри и вне территории страны. За год российскими авиакомпаниями перевезено на международных воздушных линиях 21,3 млн чел. (47,2% от общего числа), на внутренних — 23,8 млн чел. (52,8%).
Международные перевозки пассажиров 15 лидирующих авиакомпаний составили 91,9%. По сравнению с 2008 г. их удельный вес в общем количестве возрос на 4,9 п. п., однако спад по объему перевозок составил 4,8%. Лишь шести авиаперевозчикам удалось превысить показатели предыдущего года. В целом уменьшение пассажирооборота МВЛ к 2008 г. составило 9,3%. Перевозки пассажиров сократились на 9,9%. На этом фоне более выигрышно выглядят зарубежные партнеры. Их доля в перевозках на регулярных воздушных линиях в/из аэропортов России составила 48,7% и за год возросла на 2,0 п. п. Объем перевозок по сравнению с предыдущим годом снизился на 0,7%, в то время как спад у российских перевозчиков составил 8,5%. Существенно сократились чартерные авиаперевозки. За год перевезено 8,6 млн пасс., на 13,2% меньше, чем в 2008 г. Всего через аэропорты России отечественными и иностранными авиакомпаниями перевезено 32,4 млн пасс. международных воздушных линий, в том числе 20,8 млн — российскими авиаперевозчиками и 11,6 млн — иностранными (соответственно 64,2 и 35,8%).
Воздействие кризиса на экономику России в целом сказалось на состоянии грузовых перевозок. Их объем сократился по грузообороту на 3,6%, по перевозкам грузов и почты — на 8,6%. За год перевезено 712,2 тыс. т; из них 486,6 тыс. т (68,3%) — на международных авиалиниях, 225,6 тыс. т — на внутренних.
Снижение темпов авиационных перевозок в 2009 г. отмечалось и в мировой гражданской авиации. По данным IATA, оно составило 3,5%, в то время как у нас этот показатель превысил 9%. Не лучше обстоит дело и с финансовыми результатами эксплуатационной деятельности. Отсутствие отчетных данных об итогах года позволяет сделать предположение о том, что снижение тарифов при падении объемов перевозок повлекло ухудшение эффективности работы авиакомпаний. Судя по всему, большинством перевозчиков за редчайшими исключениями была сделана ставка на удержание доли рынка в ущерб сохранению доходности. Положение авиаперевозчиков обострилось также в связи с нарушением системы кредитования.
Вместе с тем со стороны авиакомпаний и государственных органов регулирования принимались определенные меры по смягчению отрицательного влияния кризиса. Внимание уделялось оптимизации маршрутной сети. Большинство перевозчиков установили строгий режим экономии. Органы антимонопольного регулирования усилили надзор за ценообразованием в сфере услуг, предоставляемых авиакомпаниям. Правительством РФ принято специальное постановление "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах". Увеличены объемы и расширена география субсидий пассажирских перевозок между аэропортами Крайнего Севера и Дальнего Востока и аэропортами европейской части страны. Продлено действие решений о компенсации авиакомпаниям части расходов по кредитам на приобретение новой отечественной авиатехники. Принятые меры способствовали возобновлению доверия банков к авиаперевозчикам. Однако в нынешних условиях этого оказалось недостаточно. В истекшем году прекратили существование несколько авиакомпаний из лидирующей группы авиаперевозчиков. По оценке научно-консалтингового центра "Аэропрогресс", около половины авиакомпаний находились в финансово неустойчивом, кризисном положении, около четверти при наличии "интересантов" могли быть объявлены банкротами.
В целом отрасль лишь в IV квартале 2009 г. обозначила некоторое оживление экономики. Однако ситуация продолжает оставаться нестабильной. Скорость реакции на кризисные явления неадекватна ситуации на рынке авиаперевозок. Многолетние проблемы остаются нерешенными, к ним прибавляются новые. Из этого можно сделать вывод, что российская гражданская авиация из кризиса не вышла. Реально проявились лишь предпосылки оздоровления экономики отрасли.
Несмотря на ограниченные возможности, продолжалась работа по модернизации парка воздушных судов; за год приобретено 119 самолетов иностранного производства, в том числе 100 магистральных, а также 11 магистральных и региональных ВС, сделанных в России. Списано 106 самолетов. Вертолетный парк пополнился 39 единицами российского и 47 единицами иностранного вертолетостроения. Заметно увеличивается сдвиг в сторону использования зарубежной техники. Этому также способствовало снижение цен на вторичном рынке реализации самолетов. В течение года по самолетам фирмы Boeing цены снизились на 16%, Airbus — на 11%.
Стремительно увеличивается доля воздушных судов иностранного производства в общем объеме авиатранспортной работы. Если в 2007 г. на этом парке выполнялось 44% пассажирооборота, в 2008 г. — 56%, то в 2009 г. — почти 74%. На новых российских самолетах этот показатель колеблется в диапазоне 7,5–8,0%.
Ухудшение экономической ситуации перевозчиков не оказало отрицательного влияния на уровень безопасности полетов. По данным Ространснадзора, ситуация, особенно в коммерческой авиации, несколько улучшились. По сравнению с 2008 г. количество авиационных происшествий сократилось на 8%, число серьезных инцидентов — на 28%. В предприятиях и организациях гражданской авиации особое внимание уделялось реализации рекомендаций ICAO по созданию системы управления безопасностью полетов. Сделаны первые шаги. Предстоит объемная работа по модернизации правовой и нормативной базы, приведению ее в соответствие с международными стандартами с учетом мировой практики, одобренной и применяемой ведущими авиаперевозчиками. Требует совершенствования система надзора и контроля состояния безопасности полетов, гармонизация ее с принятыми и действующими международными нормативами. Системы IOSA, ISAGO получили признание в мире. В ряде стран они органично вошли в национальные программы обеспечения безопасности полетов. У нас только 8 отечественных авиакомпаний — в основном члены IATA — прошли аудит IOSA; сертификат ISAGO получила лишь одна компания.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent