Важная роль грузовых перевозок
Уильям ДЕННИС, Куала-Лумпур
В то время как усилия авиаперевозчиков Европы и США по-прежнему направлены на преодоление одного из самых тяжелых экономических кризисов в истории воздушного транспорта, крупные авиакомпании Азии и обслуживающие этот регион агентства вовсю зарабатывают деньги на грузовых перевозках.
Авиационные грузоперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе достаточно прибыльными были и до кратковременного прошлогоднего локаута морских портов на Западном побережье США, который лишь подчеркнул значение авиаперевозчиков из Азии. Тарифы на грузовые авиаперевозки поднялись на 40%, хотя большинство компаний, плотно обеспеченные заказами, уже практически не могли принимать новые грузы.
В какой-то момент ажиотаж вокруг вместимости грузовых отсеков на нижних палубах пассажирских самолетов стал настолько сильным, что, например, президент Singapore Airlines (SIA) Cargo Хонг Тенг Аун потребовал от экспедиторов и грузоотправителей оплаты всего объема грузовых отсеков независимо от степени их заполнения. Правда, до использования такого подхода на практике дело не дошло.
Перевозчики из азиатских стран пока не вышли на уровень показателей, имевших место до 2001 г., но данные за прошлый год показывают, что они близки к этому. Увеличение экспорта дорогостоящих товаров и электронной техники из Сингапура, Тайваня, Малайзии, Гонконга, Китая, Японии, Южной Кореи и Таиланда обеспечивает рост объемов перевозок, несмотря на постоянное беспокойство в связи с устойчивостью мировой экономической системы и, в частности, экономики США.
Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозирует на ближайшие пять лет среднегодовые темпы роста объемов перевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе на уровне 5%. По прогнозу фирмы Boeing, ежегодно объемы перевозок на внутриазиатском и китайском рынках будут расти до 2021 г. в среднем на 8,4 и 10,3% соответственно.
Существует, однако, обстоятельство, которое может помешать реализации столь оптимистичных для грузоперевозок прогнозов, равно как и восстановлению объемов пассажирских перевозок в Азии. Это угроза войны на Ближнем Востоке (статья опубликована в начале марта. - Прим. перев.). Если война начнется, - не только поднимутся цены на топливо, но и будет нанесен удар по экономике в целом, считает один из руководителей авиакомпании Korean Air Кримсон Ли.
Среди крупнейших грузоперевозчиков Азии лидирующие позиции по показателю роста объемов перевозок занимает гонконгская компания Cathay Pacific Airways. В ее парке имеется 11 грузовых самолетов Boeing 747-200 и -400. В прошлом году объем перевозок Cathay Pacific составил 851000 т, что на 15,2% больше по сравнению с 2001 г. Далее идут SIA - 10,6%, Japan Airlines - 10,9% и занимающая первое место в Азии по общему объему перевозок Korean Air - 6,5%.
Наличие большего числа заказов заставляет компании расширять свои парки самолетов. Так, например, Korean Air планирует добавить к имеющимся у нее девяти грузовым самолетам Boeing 747-400 еще четыре. Их поставки должны начаться в конце этого года и закончиться в марте 2004 г.
Китайская авиакомпания China Southern Airlines (Гуанчжоу) получила контроль над компанией China Postal Airlines и в прошлом году приобрела два грузовых самолета Boeing 747-400, взяв в лизинг еще один. Компания начала также доставку грузов в Чикаго с целью расширения своих позиций на рынке Северной Америки. До этого она транспортировала грузы в США через Лос-Анджелес. Кроме того, компания выполняет полеты в Льеж (Бельгия).
Авиакомпания China Southern планирует превратить новый международный аэропорт "Баянь" в региональный хаб, в котором будет построен грузовой терминал общей площадью почти 3000 м2. Он откроется в конце этого года, сообщил президент холдинговой компании China Southern Air Holding Co. Ён Чжикин.
Своей репутацией наиболее агрессивного грузоперевозчика Китая China Southern обязана, в частности, внедрению на маршруты западного и северного регионов страны. Это стало возможным после приобретения ею авиакомпаний Xinjiang и China Northern, которые обслуживали эти маршруты ранее. Быстро реагируя на потребности рынка, China Southern в случае необходимости берет самолеты в лизинг, как это было, например, во время локаута грузовых причалов на побережье США. Компания стремится проникнуть на рынки Европы, Японии, Южной Кореи, Центральной Азии и Австралии. По словам Ёна, компания поставила своей целью войти в число крупнейших грузоперевозчиков мира.
В прошлом году объем грузовых перевозок сравнительно небольшой авиакомпании Malaysia Airlines (MAS) неожиданно для всех увеличился на 17% и составил 515000 т. MAS эксплуатирует четыре грузовых самолета Boeing 747-200 и планирует в этом году увеличить объем грузовых перевозок еще на 15%. Thai Airways International (TAI) собирается в октябре этого года сформировать новое подразделение Thai Airways Cargo, предназначенное только для грузовых перевозок. Для этого компания берет в лизинг два грузовых самолета Boeing 747-400 и оценивает целесообразность переоборудования двух имеющихся у нее пассажирских MD-11 в грузовые. При наличии специализированных грузовых самолетов грузооборот TAI уже не будет определяться объемом грузовых отсеков ее пассажирских самолетов, и она сможет сохранить темпы роста объемов перевозок на том же уровне в 13,5%, которого добилась в 2002 г.
На начальном этапе работы нового подразделения Thai Airways перевозки предполагается выполнять в Гонконг, Токио, Париж, Чикаго, Лос-Анджелес и Франкфурт. В связи с полученным от компании Air Hong Kong (совместное предприятие фирмы DHL и авиакомпании Cathay Pacific) заказом на шесть самолетов A300-600 на Airbus запущен в производство грузовой вариант этого самолета. Поставки начнутся в текущем году и будут продолжаться до конца первого квартала 2005 г. Будучи уже давно отделением Cathay Pacific для грузовых перевозок, Air Hong Kong находится в процессе перестройки своей сети маршрутов. Она предполагает выполнять перевозки в 15 пунктов назначения, расположенных в Индии, Малайзии, Тайване, Южной Корее, Таиланде, Вьетнаме и на Филиппинах.
В июне-июле этого года SIA, Qantas, Cathay и Japan Airlines (JAL) планируют создать интернет-портал для приема заказов на перевозки и слежения за перемещением грузов. С помощью сайта можно будет получать информацию о расписании полетов, оформлять заказы, распределять их, следить за их выполнением и движением грузов. Пока не ясно, будет ли для агентств по перевозкам установлена плата за пользование порталом, как это принято в настоящее время на европейском сайте Global Freight Exchange (GFEx), организованном на средства авиакомпаний Lufthansa и Air France. GFEx борется за то, чтобы привлечь заказчиков из стран Азии. В начале 2001 г. в проверке работоспособности сайта принимала участие авиакомпания JAL, но через несколько месяцев она отказалась от его использования.
Президент Federal Express по Азиатско-Тихоокеанскому региону Дэвид Л. Каннингхэм-мл. считает, что грузовые перевозки можно сравнить с пирогом, который становится все больше, и каждый сможет откусить от него. Экспорт из Китая будет ежегодно увеличиваться на 2,4% вплоть до 2007 г., а импорт - расти еще более высокими темпами.
"Мы думаем, что долгосрочные перспективы для экономики Китая весьма благоприятны. Это связано, в частности, с вступлением КНР во Всемирную торговую организацию, что укрепляет экономику [страны], поскольку все больше и больше товаров выпускается : для других стран мира", - утверждает Каннингхэм. Он считает также, что предлагаемое открытие регулярных полетов между КНР и Тайванем положительно скажется на промышленности в целом.
FedEx, кроме того, стремится расширить свою сеть внутриазиатских маршрутов. В прошлом году Министерство транспорта США выделило компании шесть дополнительных регулярных доставок грузов: два на маршруте Сеул-Гонконг, два на маршруте Манила-Гонконг, один на маршруте Субик-Бей-Гонконг и один на новом маршруте из Гонконга в центр обработки грузов компании FedEx на Филиппинах и обратно. FedEx еженедельно выполняет 11 полетов с целью регулярной доставки грузов в три города Китая: Шэньчжэнь, Пекин и Шанхай. Это самое большое число регулярных доставок воздушным транспортом. Полеты в Шанхай и Пекин выполняются на самолетах MD-11, а в Шэньчжэнь на DC-10, который планируется заменить на MD-11. Все рейсы из США имеют промежуточные остановки в Анкоридже и Токио.
United Parcel Service (UPS) также рассматривает доставку грузов в Азию и из Азии жизненно важным для своей деятельности фактором. Компания стремится к расширению бизнеса в Китае, Индии и Японии.
"Долгосрочная политика UPS, направленная на расширение ее деятельности в Азии, заключается в переходе от предоставления заказчикам отдельных видов услуг к комплексному решению их проблем в области логистики", - утверждает Томас Мёрфи, вице-президент UPS по воздушным перевозкам в регионе. UPS выполняет рейсы между Китаем и США шесть раз в неделю. В третьем квартале прошлого года объем ее перевозок из Китая увеличился по сравнению с 2001 г. более чем на 40%.
Компания Taikoo Aircraft Engineering Co. из китайского города Сямынь специализируется на переоборудовании пассажирских самолетов в грузовые. Ее руководство считает, что многие из эксплуатируемых в настоящее время пассажирских самолетов обладают большим потенциалом с точки зрения грузовых перевозок. В их числе A310-200, Boeing 757, 737-300 и -400, а также более старые 747-400. По данным компании Precision Conversions (США) 169 самолетов Boeing 757, эксплуатируемых в течение 15-20 лет, станут в этом году потенциальными кандидатами на переоборудование в грузовые варианты. К 2007 г. к ним присоединятся еще около 453 самолетов этого типа, а к 2012 г. их число достигнет 700.
По прогнозу самой фирмы Boeing, в ближайшие 20 лет ожидается интенсивный рост грузовых перевозок. Фирма планирует поставить 681 новый грузовой самолет, в том числе 349 большой вместимости, 260 - средней и 72 - небольшой. Кроме того, к 2021 г. будет переоборудовано в грузовые варианты более 1850 самолетов Boeing. Общее число грузовых самолетов в мире к этому времени достигнет 3078 единиц. В прошлом году их насчитывалось 1810. По мнению специалистов, Boeing 747 сохранит лидирующие позиции среди дальнемагистральных грузовых самолетов по крайней мере вплоть до 2010 г. В том, что первенство перейдет к A380, уверенности пока нет. "Прежде чем заказать этот самолет, вам следует оценить, достаточно ли у вас грузов для доставки с его помощью. Приобретение такого самолета на основе только прогнозов может оказаться весьма дорогостоящим и болезненным предприятием", - заявил официальный представитель авиакомпании China Airlines.
Авиакомпания | 2002 г. | 2001 г. | Изменение (%) |
---|---|---|---|
Korean Air | 1266000 | 1189000 | +6,5 |
Singapore Airlines | 1029000 | 930200 | +10,6 |
Cathay Pacific Airways | 851440 | 739000 | +15,2 |
Japan Airlines | 628890 | 567230 | +10,8 |
Malaysia Airlines | 515000 | 440170 | +17,0 |
Thai Airways International | 350000 | 308370 | +13,5 |
China Southern Airlines | 405000 | 344387 | +17,6 |
Источник: Respective Airlines. |
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent