Вечный бой
Наталья ПЕЧОРИНА, Киев
Конфликт ведущих украинских авиакомпаний с поставщиками авиатоплива пока далек от разрешения. Стороны не могут прийти к согласованному решению о том, как рассчитывать стоимость авиатоплива, и, похоже, конфликт не будет разрешен даже с помощью административных методов.
Первым сигналом о конфликте стало заявление ведущих украинских перевозчиков, базирующихся в международном аэропорту Борисполь. В конце января нынешнего года, перед подписанием нового договора по поставкам топлива, "АэроСвит", "Международные авиалинии Украины" и "Украинские Средиземноморские авиалинии" заявили, что поставщики авиационного топлива, компании "Кребо" и "ЛУК-Авиа Ойл", пользуясь своим монопольным положением, необоснованно завысила цены на авиакеросин. В качестве аргумента украинские авиакомпании привели сравнение мировых цен с местными. Если на зарубежном рынке топливо стоит 560-570 долл. за тонну, то украинским авиакомпаниям приходится закупать его по 720 долл. Украинские поставщики также взимали 20% НДС, хотя согласно законодательству Украины и мировым стандартам принята нулевая процентная ставка на международные рейсы. В итоге, по расчетам авиакомпаний, общая стоимость за тонну возрастает до 864 долл., что делает украинских перевозчиков абсолютно неконкурентоспособными на мировом авиарынке.
В свою очередь нефтетрейдеры обращали внимание на несвоевременный возврат НДС (по украинскому законодательству НДС по экспортным контрактам возвращается компании из бюджета). Поначалу угрозы авиакомпаний прекратить полеты подействовали, и с участием профильных чиновников стороны продолжили переговоры. Руководители украинских авиакомпаний и поставщиков топлива в феврале достигли договоренности о том, что украинский рынок авитоплива возвращается к прошлогодней формуле расчета цены на авиакеросин — в жесткой привязке к ценам на Роттердамской бирже.
Однако эти условия вряд ли оказались выгодными для поставщиков топлива. Уже 30 марта компания "Кребо" в одностороннем порядке прекратила поставки топлива, из-за чего 1 апреля "АэроСвит" отменил ряд рейсов, в том числе и международных. Компания самостоятельно закупила авиатопливо плюс правительство выделило 250 т из госрезерва — но это капля в море.
Теперь идет второй этап переговоров. "АэроСвит" рассчитывает, что в результате переговоров с участием правительства удастся окончательно решить вопрос с поставками топлива для авиакомпании. А пока стороны предпочитают договариваться о получении топлива подекадно. С 3 по 10 апреля нарушитель спокойствия, "Кребо", топливо "АэроСвиту" поставлял, но мера эта — временная, позволившая авиакомпании осуществлять все рейсы до заключения контракта на поставки авиатоплива на длительный период.
Спорный ценовой вопрос так и остался нерешенным. Даже апрельские поставки трейдер проводит по цене, выше зафиксированной в договоре, отмечают представители "АэроСвита". Однако в сложившихся условиях "АэроСвит" принял цену поставщика.
Роль государства в конфликте свелась к арбитру в поле. Впрочем, вмешавшись в ценовой спор, правительство так и не смогло обеспечить необходимый результат. Если планы Минтранссвязи Украины будут реализованы, то в Борисполе появится новая компания-заправщик с резервным запасом авиатоплива для гарантии бесперебойных полетов. И было бы лучше, если бы эта компания находилась в госсобственности, поскольку государственные чиновники не мыслят своей деятельности без активного вмешательства в рыночные отношения. Идеальным вариантом стало бы, наверное, рассмотрение дела в хозяйственном суде, но почему-то ни авиакомпании, ни поставщики топлива не спешат обращаться к правосудию.
До решения вопроса авиакомпании будут оставаться в подвешенном состоянии. Даже если удастся максимально учесть интересы перевозчиков в отношении цен на нынешний год, то за ним последует год очередной и совершенно нет гарантий, что поставщик авиационного топлива опять не поднимет цену. А далее ситуация будет опять развиваться по замкнутому кругу. Так что этой истории необходим судебный прецедент. Заодно можно будет разобраться, кто же требует "невозможного": авиакомпании, старающиеся максимально снизить цену на топливо, или поставщики, воспользовавшиеся своим монопольным положением на рынке.
Пока правительство будет давать поручения урегулировать переговорный процесс, вряд ли можно надеяться на решение вопроса в рамках действующего украинского законодательства. Трудно ожидать от правительственного поручения (и особенно от ответов на это поручение) приемлемых результатов. Уже сейчас поставщики заявляют о достижении договоренностей в рамках правительственных рекомендаций, хотя на практике продолжается работа в рамках контрактов на несколько дней. Правда, поставщики авиатоплива предлагают заключать контракты помесячно, но едва ли такой подход может послужить долгосрочным решением проблемы.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent