Вторичный рынок бизнес-джетов: условия диктуют продавцы
Артем ПАСТУХОВ, генеральный директор VIPPORT Consulting
На сегодняшний день в целом мировой рынок продаж самолетов деловой авиации можно однозначно охарактеризовать как рынок продавца. Это относится и к продажам новых самолетов, и к вторичному рынку. На протяжении последних нескольких лет наблюдается отчетливая тенденция резкого роста спроса на мировом вторичном рынке бизнес-самолетов, в основе которого лежит общая беспрецедентная востребованность услуг деловой авиации.
По данным американской Ассоциации вторичной продажи ВС (National Aircraft Resale Association), приблизительно 12-13% всего мирового флота бизнес-авиации выставлено на продажу на вторичном рынке. Несколько лет назад этот показатель находился на уровне 17-18%. Наибольший спрос приходится на воздушные суда, находящиеся в эксплуатации до 10 лет. Основным рынком продаж подержанных бизнес-самолетов в мире по-прежнему остаются США, на которые приходится около 80% всех сделок.
Данные американского агентства Jetnet отчетливо отражают тенденцию увеличения количества сделок с самолетами и одновременно снижение предложения на вторичном рынке воздушных судов бизнес-авиации. Существенное увеличение спроса на вторичном рынке неизбежно привело к снижению сроков экспозиции выставляемых на продажу самолетов. Так, если в II квартале 2002 г. период от даты выхода самолета на рынок до закрытия сделки купли-продажи составлял в среднем около 10 месяцев, то в 2006 г. он сократился до 9 месяцев, а в 2007 г. уже составлял примерно 8 месяцев.
Однако самое значительное влияние конъюнктура рынка оказала на стоимостные характеристики бывших в эксплуатации бизнес-джетов. Запрашиваемые цены взлетели практически по всем типам самолетов, особенно в сегменте средней размерности (mid-size) и увеличенной дальности (long range) до 5 лет эксплуатации. И если несколько лет назад запрашиваемую продавцом цену в процессе переговоров почти всегда удавалось снизить на 5-15% в зависимости от типа самолета, то сейчас это практически невозможно. В условиях столь значительного роста спроса продавцы просто не готовы пересматривать свои цены. Более того, сложилась парадоксальная ситуация, когда купленные самолеты вновь выставляются на продажу через 2-3 года и, что удивительно, продаются по цене на 20% больше.
В общемировом масштабе опережающие темпы роста вторичного рынка показывают такие перспективные для бизнес-авиации регионы, как Индия, Китай и, в меньшей степени, Бразилия. При этом стоит отметить, что вторичный рынок бизнес-самолетов этих стран характеризуется односторонней направленностью сделок: в этих регионах подержанные самолеты в основном покупают, а рынок продаж пока не сформировался.
Основные факторы, влияющие на ценообразование на вторичном рынке
- год выпуска;
- налет на планер, двигатели и ВСУ;
- наличие программ обслуживания двигателя, ВСУ и планера;
- наличие гарантийного обслуживания;
- период времени с даты проведения ТО и капитального ремонта;
- обновление интерьера салона и покраски фюзеляжа;
- летно-технические характеристики ВС;
- экономико-эксплуатационные характеристики ВС;
- центр проведения технического обслуживания;
- отсутствие повреждений ВС;
- частота смены владельца;
- наличие модернизаций ВС;
- состояние сети ТО, наличие запасных частей;
- коммерческая эксплуатация ВС.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent