Проведенная в апреле журналом "Авиатранспортное обозрение" совместно с фондом "Партнер гражданской авиации" третья специализированная конференция "Инфраструктура гражданской авиации" не только в очередной раз подтвердила сложное положение российской аэропортовой сети, но и обозначила некоторые возможности выхода из создавшейся ситуации. Впрочем, отдельные предложения по дальнейшему развитию инфраструктуры, сделанные, в частности, представителями властных ведомств, вызвали бурные дискуссии и весьма неоднозначные оценки участников.
Эмоциональные обсуждения сопровождали конференцию с самого начала. Бывший глава Росавиации Александр Юрчик, выступавший уже в качестве помощника министра транспорта, представил концепцию развития аэродромов гражданской авиации РФ. В очередной раз отметив необходимость разделения аэропортов и авиакомпаний, а также повторив идею о создании хабов, Александр Юрчик заявил, что для дальнейшего развития аэропортовой сети и вывода ее на достойный уровень в ближайшие 10 лет потребуется около 1 трлн руб. инвестиций. Такие деньги государство, в чьем ведении формально находится большинство аэропортов, вряд ли сможет выделить. Поэтому сейчас необходимо искать и развивать другие способы финансирования отрасли, в том числе привлекать к ней бюджеты всех уровней, а также частных инвесторов.
Заместитель директора международного аэропорта Уфы Тагир Мухаметшин отметил, что нередко концепции, представленные и утвержденные руководящими отраслью структурами, в дальнейшем перестают исполняться. При этом по прошествии определенного времени уже невозможно понять, кто за что отвечал и какой в этом был смысл. Мухаметшин предложил дать аэропортам возможность самостоятельно представить госструктурам планы реконструкции и модернизации. С такой постановкой вопроса не согласился уже Александр Юрчик, заявив, что тогда каждый аэропорт просто попытается получить максимум возможного государственного финансирования.
Генеральный директор аэропорта Абакана Валерий Гордеев в дополнение к представленной концепции предложил передать в ряде аэропортов функции поискового и аварийно-спасательного обеспечения (ПАСОБ) полетов Министерству по чрезвычайным ситуациям, поскольку сейчас у аэропортов с небольшими пассажиропотоками не хватает средств на поддержание служб ПАСОБ, а целевое государственное финансирование тоже отсутствует. Эта идея также была отвергнута помощником министра, который считает, что раздробление обязанностей может привести к отсутствию ответственных.
Еще одним выступающим, чьи позиции вызвали оживленную дискуссию, стал референт Минэкономразвития Сергей Смирницкий. Говоря об одном из самых сложных вопросов отрасли — налоге на землю, который должны теперь платить аэропорты, Смирницкий заметил, что до сих пор представители аэропортов не обнародовали внятных предложений по размеру ставки налога. Кроме того, непонимание референта МЭРТ вызвало желание многих относительно небольших аэропортов иметь статус международных. Для стимулирования развития инфраструктуры Смирницкий предложил создавать партнерство между аэропортами и авиакомпаниями. "Первые могут привлечь инвестиции, поскольку им есть под что их привлекать, но непонятно, как потом возвращать деньги, — у авиакомпаний есть возможность заработать, но пока нет достаточного обеспечения для привлечения", — заявил он.
С возможностью подобного объединения категорически не согласился глава ТД ТОАП Евгений Островский, отметив, что с точки зрения рынка обоснованна как раз противоположная стратегия — разделение бизнеса аэропортов и авиакомпаний. По его словам, проявление инициатив, связанных в том числе с налогом на землю, упирается в запутанность правовой базы, а также в неповоротливую структуру Росимущества. Призыв к небольшим аэропортам понизить свой статус также не был одобрен главой ТОАП. Как считает Островский, статус позволяет рассчитывать на более существенное финансирование, без него положение многих аэропортов станет еще хуже. Эмоциональное обсуждение докладов представителей властных структур, с одной стороны, может свидетельствовать о полном отсутствии взаимопонимания между бизнесом и чиновниками. Однако выступления на подобных конференциях позволяют выслушать мнения разных сторон и, возможно, найти точки соприкосновения.
Несмотря на достаточно сложную ситуацию в отрасли инфраструктуры ГА, некоторые аэропорты, управляемые как частными, так и государственными компаниями, предлагают свои решения для дальнейшего движения вперед. Директор по развитию Домодедово Владимир Камынин рассказал о планах по предложению региональным аэропортам технологии субхостинга системы контроля отправки пассажиров в аэропорту (DCS). Подобный вариант позволит небольшим аэропортам с меньшими затратами решить проблему перехода к электронному билету, а аэропорту Домодедово такой шаг даст возможность дальнейшего роста. По словам Камынина, если вся отрасль будет развиваться недостаточно интенсивными темпами, то тогда и крупнейший российский аэропорт в ближайшее время не сможет сохранить существующую динамику развития. Также представитель Домодедово рассказал о возможностях по специализации аэропортов, которая появляется сейчас и в России в связи с дифференциацией рынка авиаперевозок. Появление авиакомпаний, придерживающихся различных моделей бизнеса (региональных, низкотарифных, сетевых, ориентированных на бизнес-перевозки), рано или поздно позволит аэропортам сделать акцент на том или ином сегменте авиарынка и целенаправленно с ним работать.
О путях достаточно успешного развития рассказывали на конференции не только представители частной компании "Ист Лайн", но и руководство ГУП "Дирекция аэропортов республики Саха (Якутия)". Региону, в котором из-за географических и климатических особенностей 65% всех перевозок приходится на воздушный транспорт, удалось сохранить и преобразовать аэропортовую сеть. Руководство компании отметило, что главной особенностью деятельности авиации в регионе стал системный, согласованный с авиационными властями РФ подход к сохранению авиатранспортного комплекса в целом, в том числе его аэропортовой составляющей.
Было бы банальным повторять тезис о том, что без наличия адекватной инфраструктуры невозможно не только развитие, но и само существование гражданской авиации. Регулярное проведение тематической конференции "Инфраструктура гражданской авиации" позволяет специалистам отрасли и представителям властей сфокусировать взгляд на наиболее актуальных проблемах.
|
|
Заместитель директора аэропорта Уфа Тагир Мухаметшин был одним из самых активных участников конференции |
Представитель аэропорта Кельн/Бонн в России и СНГ Владимир Епифанов рассказал об опыте выхода из кризиса аэропортов в Европе |
|
|
Директор по развитию аэропорта Домодедово Владимир Камынин предложил региональным аэропортам несколько вариантов развития |
Глава ТД "ТОАП" Евгений Островский эмоционально описывал ситуацию, сложившуюся в аэропортовой отрасли в целом и в топливном обеспечении в частности |
|
|
Помощник министра транспорта Александр Юрчик считает, что в развитие инфраструктуры аэропортов России в ближайшие 10 лет необходимо инвестировать 1 трлн руб. |
|
Дискуссии не прекращались даже во время перерывов |
|
Росийские аэропорты остро нуждаются в обновлении наземного оборудования, признают участники конференции |
|