Страхование авиационных и космических рисков – жизненная необходимость
В этом нет ничего удивительного: авиакосмическая сфера – зона повышенного риска. 100% гарантий безопасности не может дать даже самая совершенная техника. Предложения о создании Ассоциации, которая взяла бы себя организацию в России цивилизованного авиационного страхового рынка и защищала интересы авиационных и космических страховщиков обсуждались среди страховщиков в начале 90-х годов.
Это был период бурного развития рыночных отношений в России. Почти ежедневно создавались новые страховые организации. Многочисленным, в том числе и недавно созданным авиакомпаниям, потребовалось страхование авиационных рисков, как при внутренних, так и при международных полетах, как регулярных, так и чартерных. На авиационном страховом рынке шла нешуточная конкуренция. Страховой полис стал пользоваться повышенным спросом.
На всероссийском совещании страховых организаций 5 декабря 1995 года на ВДНХ впервые прозвучал призыв к объединению и построению цивилизованного авиационного страхового рынка в России. Организаторами учредительного собрания Ассоциации стали Николай Павлович Устименко и Николай Васильевич Рыжаков.
Учредительное собрание РААКС прошло 15 февраля 1996 года в гостинице Редиссон Славянская. Присутствовали представители 33-х страховых компаний, большинство из которых впоследствии подписали Учредительный договор.
Первое Общее собрание членов РААКС, подписавших Учредительный договор, проходило в зале Коллегии Российского космического Агентства. Был принят Устав, избран Координационный совет и первый президент - Устименко Николай Павлович.
26 июля 1996 года РААКС был зарегистрирован РОССТРАХНАДЗОРОМ.
И уже через два месяца Ассоциация приняла участие в Гидроавиасалоне в Геленджике. Там же состоялась и первая конференция, на которой представитель компании ЛЕКСГАРАНТ Олег Самохвалов предложил за основу правил авиационного страхования в России взять правила авиационных андеррайтеров Ллойда, которые адаптировались бы к российскому законодательству.
В этом направлении работа была продолжена. По инициативе Николая Павловича Устименко среди своих членов были распространены копии сборника стандартных форм полисов и оговорок, принятых ассоциацией авиационных андеррайтеров Ллойда.
После избрания президентом РААКС Николая Васильевича Рыжакова, в 2000 году осуществили перевод этих полисов и оговорок на русский язык. В итоге получились два солидных по объему тома по 250 страниц текста на все случаи жизни для авиационных страховщиков.
На всех последующих этапах своей истории Ассоциация развивалась и совершенствовалась. Так, при Владимире Кареновиче Абрамове, возглавляющим РААКС в 2004-2008гг., была реализована очень важная идея - создание Третейского Суда, признание лондонских оговорок в качестве "обычая делового оборота", "шлифовка" перевода на русский язык английских правил и оговорок Ллойда.
При Владимире Кареновиче количество членов РААКС достигло рекордного количества - 45 компаний. В РААКС вошли многие компании, в том числе Ингосстрах. Систематически проводились конференции по обмену опытом. Интересно, что по приглашению Владимира Кареновича на нашу конференцию приезжал и выступил Генеральный секретарь Международного союза Авиационных страховщиков, куда входят также страховщики космических рисков.
И в дальнейшем, когда Ассоциацию возглавлял Кабачник Илья Николаевич с 2008 - 2012 г.г. проводилась активная работа по сближению РААКС с ВСС и Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, а также по внедрению нового направления - обязательного страхования гражданской ответственности авиаперевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров воздушного судна.
В последующие годы РААКС возглавляли Строков Сергей Владимирович и нынешний руководитель - Шутов Павел Викторович.
РААКС ежегодно проводит осенние конференции, на которых принимаются решения по самому широкому спектру вопросов. С 2010 года стали проводить однодневные зимние конференции с приглашением представителей российских авиакомпаний и иностранных андеррайтеров. Словом, Ассоциация живет и развивается…
Редакция журнала "Авиатранспортное обозрение" и делового авиационного портала ATO.ru присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес основателей, руководителей и членов РААКС в связи с юбилейной датой. Желаем дальнейшего развития Ассоциации, а каждому в отдельности – крепкого здоровья, благополучия и счастливых долгих лет жизни!
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 23 new destinations to its vast summer route network
- Sky Gates Airlines takes delivery of second Ilyushin IL-96-400T
- Superjet 100 flies with Russian engines
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Supporting Russia’s fleet of Western-built aircraft is a humanitarian necessity – AmCham Russia
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level