Итоги полугодия: стагнация
Объемные показатели работы крупнейших российских авиакомпаний за первые шесть месяцев этого года свидетельствуют о практически остановившемся развитии рынка перевозок. После четырех лет бурного роста наступило затишье.
Причины его известны — за период с июня по декабрь 2004 г. стоимость авиакеросина в московских аэропортах возросла на 60%. В регионах эта цифра была даже больше.
Подорожание застало авиакомпании врасплох, и некоторое время они продолжали летать себе в убыток, наблюдая за поведением конкурентов и не спеша повышать тарифы и вводить топливные надбавки. Но в 2005 г. процесс подорожания авиабилетов пошел полным ходом: по данным ГосНИИГА (см. стр. 23) в 2005 г. средний тариф на внутренние перевозки растет с темпом вдвое более высоким, чем в 2004 г., — а тогда он лишь незначительно опережал уровень инфляции.
Подорожание авиаперевозок немедленно отозвалось снижением спроса, особенно заметным на внутренних линиях: количество перевезенных пассажиров не только не возросло, но и упало на полпроцента.
На международных линиях ситуацию частично разрядила вышедшая на рынок авиакомпания "ВИМ-авиа", которая, располагая гигантскими по российским меркам провозными емкостями (12 Boeing 757-200), не дала тарифам на международные чартеры подняться слишком высоко. Рост перевозок пассажиров на международных линиях составил 4,1%.
Итоги полугодия подтверждают тенденцию к укрупнению рынка: пятерка самых крупных авиакомпаний обслужила 50%, а двадцать ведущих перевозчиков — 80% всех пассажиров, воспользовавшихся услугами авиатранспорта в I полугодии.
Наибольшие темпы роста зафиксировала авиакомпания "Аэрофлот-Норд": 93,17% по общему объему пассажироперевозок. Практически двукратный прирост достигнут благодаря тому, что после приобретения в августе прошлого года "Аэрофлотом" "Архангельских авиалиний" лидер рынка передал переименованной в "Аэрофлот-Норд" архангельской авиакомпании по соглашению код-шеринга значительную часть своих внутренних рейсов из Москвы и помог восстановить парк.
Авиакомпания UTair продолжает наращивать перевозки, лидируя среди "больших" авиакомпаний с внушительным темпом роста в 20,61%. Летом прошлого года UTair вошла в партнерские отношения с базирующейся в Сыктывкаре "Комиинтеравиа", которая обладает значительным парком самолетов Ту-134. Как подчеркивает руководство UTair, обе компании создали альянс, предусматривающий значительное расширение совместной маршрутной сети с использованием воздушных судов объединенного парка. Вероятно, результаты этого партнерства нашли отражение в данных статистики.
А вот авиакомпания "Сибирь" с ее 11,54% роста улучшила собственные показатели благодаря увеличению провозных мощностей: к началу июля авиакомпания получила 5 Airbus A310 и 4 Boeing 737-500. Перевозчик избавился от нескольких приносящих убытки Ту-154 и Ил-86, но баланс по количеству располагаемых кресел все равно увеличился, а маршрутная сеть позволила реализовать потенциал.
Наибольшие потери в количестве пассажиров понесла авиакомпания "Домодедовские авиалинии" — 16,83%. Однозначную причину неудачи назвать трудно. Тут, вероятно, и подорожание топлива, и переходной период в связи со сменой собственников (блокирующий пакет акций в прошлом году выкуплен владельцами авиакомпании "КрасЭйр"), и оптимизация флота и маршрутной сети, вызванная вступлением в альянс, недавно получивший название AiRUnion. Сыграла свою неблагоприятную роль и возросшая конкуренция на рынке международных чартеров.
На грузовом рынке картина гораздо менее однородна, нежели на пассажирском. Наибольший рост по тоннажу доставленных грузов зафиксировала авиакомпания "Волга-Днепр", которая помимо традиционной деятельности по чартерной перевозке крупногабаритных и сверхтяжелых грузов на Ан-124 в прошлом году запустила проект регулярных грузоперевозок на двух самолетах Boeing 747-200F под торговой маркой AirBridge Cargo.
А вот наибольшие потери понесли чартерные перевозчики, специализировавшиеся на обслуживании грузопотоков из КНР: уже в конце прошлого года в силу изменения таможенного климата это направление потеряло свою привлекательность, и найти новые ниши смогли далеко не все грузовые авиакомпании. Рост цен на топливо также болезненно отразился на экономике авиационных грузоперевозок; в результате общий объем перевезенных грузов за полугодие сократился на 2,2%.
Показатель работы по видам сообщений
|
Пассажирооборот
|
Перевозки пассажиров
|
Занятость пасс. кресел
|
Грузооборот
|
Перевозки грузов и почты
|
|||||
2005 г.,
млн пкм |
2005 г. к 2004 г., %
|
2005 г., тыс. чел.
|
2005 г. к 2004 г., %
|
2005 г., %
|
2005 г. к 2004 г., %
|
2005 г., млн ткм
|
2005 г. к 2004 г., %
|
2005 г., тыс. т
|
2005 г. к 2004 г., %
|
|
Международные перевозки |
19698,28
|
+2,56
|
6,637,87
|
+4,08
|
70,6
|
-0,4
|
940,20
|
-3,44
|
171,14
|
-2,43
|
из них: | ||||||||||
между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ |
17573,96
|
+2,62
|
5,639,03
|
+4,65
|
71,9
|
-0,2
|
923,96
|
-3,45
|
163,76
|
-2,11
|
между Россией и странами СНГ |
2,124,33
|
+2,04
|
998,84
|
+0,94
|
61,9
|
-1,1
|
16,24
|
-2,67
|
7,39
|
-9,06
|
Внутренние перевозки |
16497,46
|
-0,43
|
8,129,92
|
-0,48
|
66,6
|
+0,1
|
374,33
|
-6,63
|
122,41
|
-1,83
|
из них: | ||||||||||
местные перевозки |
436,01
|
-3,25
|
676,19
|
-6,44
|
61,8
|
-2,1
|
10,92
|
+54,53
|
9,32
|
+10,72
|
В целом |
36195,75
|
+1,17
|
14,767,79
|
+1,52
|
68,7
|
-0,1
|
1,314,53
|
-4,37
|
293,56
|
-2,18
|
Источник: ТКП.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent