Итоги полугодия: стагнация

Объемные показатели работы крупнейших российских авиакомпаний за первые шесть месяцев этого года свидетельствуют о практически остановившемся развитии рынка перевозок. После четырех лет бурного роста наступило затишье.
Причины его известны — за период с июня по декабрь 2004 г. стоимость авиакеросина в московских аэропортах возросла на 60%. В регионах эта цифра была даже больше.
Подорожание застало авиакомпании врасплох, и некоторое время они продолжали летать себе в убыток, наблюдая за поведением конкурентов и не спеша повышать тарифы и вводить топливные надбавки. Но в 2005 г. процесс подорожания авиабилетов пошел полным ходом: по данным ГосНИИГА (см. стр. 23) в 2005 г. средний тариф на внутренние перевозки растет с темпом вдвое более высоким, чем в 2004 г., — а тогда он лишь незначительно опережал уровень инфляции.
Подорожание авиаперевозок немедленно отозвалось снижением спроса, особенно заметным на внутренних линиях: количество перевезенных пассажиров не только не возросло, но и упало на полпроцента.
На международных линиях ситуацию частично разрядила вышедшая на рынок авиакомпания "ВИМ-авиа", которая, располагая гигантскими по российским меркам провозными емкостями (12 Boeing 757-200), не дала тарифам на международные чартеры подняться слишком высоко. Рост перевозок пассажиров на международных линиях составил 4,1%.
Итоги полугодия подтверждают тенденцию к укрупнению рынка: пятерка самых крупных авиакомпаний обслужила 50%, а двадцать ведущих перевозчиков — 80% всех пассажиров, воспользовавшихся услугами авиатранспорта в I полугодии.
Наибольшие темпы роста зафиксировала авиакомпания "Аэрофлот-Норд": 93,17% по общему объему пассажироперевозок. Практически двукратный прирост достигнут благодаря тому, что после приобретения в августе прошлого года "Аэрофлотом" "Архангельских авиалиний" лидер рынка передал переименованной в "Аэрофлот-Норд" архангельской авиакомпании по соглашению код-шеринга значительную часть своих внутренних рейсов из Москвы и помог восстановить парк.
Авиакомпания UTair продолжает наращивать перевозки, лидируя среди "больших" авиакомпаний с внушительным темпом роста в 20,61%. Летом прошлого года UTair вошла в партнерские отношения с базирующейся в Сыктывкаре "Комиинтеравиа", которая обладает значительным парком самолетов Ту-134. Как подчеркивает руководство UTair, обе компании создали альянс, предусматривающий значительное расширение совместной маршрутной сети с использованием воздушных судов объединенного парка. Вероятно, результаты этого партнерства нашли отражение в данных статистики.
А вот авиакомпания "Сибирь" с ее 11,54% роста улучшила собственные показатели благодаря увеличению провозных мощностей: к началу июля авиакомпания получила 5 Airbus A310 и 4 Boeing 737-500. Перевозчик избавился от нескольких приносящих убытки Ту-154 и Ил-86, но баланс по количеству располагаемых кресел все равно увеличился, а маршрутная сеть позволила реализовать потенциал.
Наибольшие потери в количестве пассажиров понесла авиакомпания "Домодедовские авиалинии" — 16,83%. Однозначную причину неудачи назвать трудно. Тут, вероятно, и подорожание топлива, и переходной период в связи со сменой собственников (блокирующий пакет акций в прошлом году выкуплен владельцами авиакомпании "КрасЭйр"), и оптимизация флота и маршрутной сети, вызванная вступлением в альянс, недавно получивший название AiRUnion. Сыграла свою неблагоприятную роль и возросшая конкуренция на рынке международных чартеров.
На грузовом рынке картина гораздо менее однородна, нежели на пассажирском. Наибольший рост по тоннажу доставленных грузов зафиксировала авиакомпания "Волга-Днепр", которая помимо традиционной деятельности по чартерной перевозке крупногабаритных и сверхтяжелых грузов на Ан-124 в прошлом году запустила проект регулярных грузоперевозок на двух самолетах Boeing 747-200F под торговой маркой AirBridge Cargo.
А вот наибольшие потери понесли чартерные перевозчики, специализировавшиеся на обслуживании грузопотоков из КНР: уже в конце прошлого года в силу изменения таможенного климата это направление потеряло свою привлекательность, и найти новые ниши смогли далеко не все грузовые авиакомпании. Рост цен на топливо также болезненно отразился на экономике авиационных грузоперевозок; в результате общий объем перевезенных грузов за полугодие сократился на 2,2%.

Основные показатели работы гражданской авиации России за первые 6 месяцев 2005 года (регулярные и нерегулярные перевозки)
Показатель работы по видам сообщений
Пассажирооборот
Перевозки пассажиров
Занятость пасс. кресел
Грузооборот
Перевозки грузов и почты
2005 г.,
млн пкм
2005 г. к 2004 г., %
2005 г., тыс. чел.
2005 г. к 2004 г., %
2005 г., %
2005 г. к 2004 г., %
2005 г., млн ткм
2005 г. к 2004 г., %
2005 г., тыс. т
2005 г. к 2004 г., %
Международные перевозки
19698,28
+2,56
6,637,87
+4,08
70,6
-0,4
940,20
-3,44
171,14
-2,43
из них:
между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ
17573,96
+2,62
5,639,03
+4,65
71,9
-0,2
923,96
-3,45
163,76
-2,11
между Россией и странами СНГ
2,124,33
+2,04
998,84
+0,94
61,9
-1,1
16,24
-2,67
7,39
-9,06
Внутренние перевозки
16497,46
-0,43
8,129,92
-0,48
66,6
+0,1
374,33
-6,63
122,41
-1,83
из них:
местные перевозки
436,01
-3,25
676,19
-6,44
61,8
-2,1
10,92
+54,53
9,32
+10,72
В целом
36195,75
+1,17
14,767,79
+1,52
68,7
-0,1
1,314,53
-4,37
293,56
-2,18

Источник: ТКП.

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.