Начать сначала

Выкуп акций Airbus у ВАЕ Systems — начало долгого и трудного пути к возрождению

Роберт УОЛЛ, Париж
Пьер СПАРАКО, Тулуза
Дуглас БАРРИ, Лондон

Новый менеджер программы А380 Марио Хейнен ранее руководил программами разработки и выпуска моделей семейства А320
Кристиан Штреф, новый глава западноевропейской авиастроительной компании Airbus, готов вскоре обнародовать свою стратегию по выводу компании из кризиса. Его сверхзадача — в течение ближайших двух лет полностью преодолеть последствия "смутного времени", ознаменованного крупными кадровыми перестановками и структурными изменениями в компании.
Однако эта задача вполне может оказаться чрезвычайно трудной. Так, сомнения в том, что компания сможет благополучно завершить свои ключевые программы по разработке моделей А380, А350 и А400М, каждая из которых предполагает немалые сложности и затраты, предопределили решение британской компании ВАЕ Systems согласиться на продажу своей 20%-ной доли в Airbus всего лишь за 3,5 млрд долл. Выкупает эту долю корпорация EADS, которая после завершения сделки станет 100%-ным владельцем Airbus. Такое решение менеджеры ВАЕ Systems объясняют тем, что пытаться сохранить эти акции в своих руках еще несколько лет в надежде на возможность когда-нибудь за них выручить больше, чем сейчас, слишком рискованно. Как заметил один сотрудник в ВАЕ Systems, "вероятность того, что ожидаемое возрождение [Airbus] так и не наступит, более чем велика".
За последние месяцы компании пришлось пережить целый ряд настоящих потрясений. Обнародованное в сентябре решение акционеров из ВАЕ Systems — наряду с отставкой вице-президента по программе А380 и исполнительного директора Airbus Шарля Шампьона — подвело черту под списком злоключений, которые мало что оставили от компании, какой она была еще 18 месяцев назад. По странной иронии одним из немногих сохранившихся после всяческих перетрясок в составе топ-менеджеров Airbus оказался американец — коммерческий директор компании Джон Лихи, олицетворяющий собой некую стабильность, по крайней мере, сейчас.
Непростая ситуация в Airbus наряду со сменой топ-менеджеров в конкурирующей компании Boeing — эти драматичные процессы свидетельствуют о том, что крупнейшие мировые производители самолетов вступают в критический период своего существования, преодолевать который им придется с новыми людьми у руля. Свежим управленческим кадрам в обеих компаниях придется столкнуться с многими серьезными вызовами на пути продвижения на рынок перспективных моделей Boeing 787 и Airbus А380 и А350.
Однако больше испытаний на этом пути, по-видимому, ожидает Airbus. Новый глава компании Кристиан Штреф уже начал решительное обновление всей структуры, в ходе которого наряду с прочими кадровыми перестановками и произошло увольнение г-на Шампьона. Последний потерял работу из-за двух широко известных случаев задержек в производственной программе А380, обернувшихся переносом сроков поставок заказчикам первых самолетов более чем на год.
Уже по первым распоряжениям нового президента Airbus можно предположить, что он намерен реализовать идеи своего предшественника на этом посту, Густава Хумберта, — а именно план по реструктуризации управленческой структуры Airbus для повышения конкурентоспособности компании. Самому г-ну Хумберту не довелось воплотить собственный план в жизнь — после проблем с А380 он был вынужден покинуть компанию в июле этого года. Тогда же свой пост оставил исполнительный содиректор EADS Ноэль Форжар.
По мнению отраслевых экспертов, быстрота принятия решений в компании сейчас, когда BAE Systems фактически отказалась от своей доли в Airbus, должна повыситься. Теперь EADS на правах единоличного держателя акций сможет безотлагательно принять новую программу более эффективного расходования средств. "В результате этой сделки Airbus получит возможность извлекать бo' льшую пользу из собственного бизнеса и лучше контролировать его", — считает один из аналитиков.
Размер суммы в 2,75 млрд евро, которую EADS выплатит наличными BAE Systems за 20% акций Airbus, был определен инвестиционным банком Rothschild после независимой оценки всей отчетности, активов и планов компании. BAE Systems, где остались недовольны установленной банком низкой стоимостью акций, провела собственную оценку Airbus, для того чтобы решить, рекомендовать или нет своим акционерам заключать подобную сделку. В конце концов менеджеры британской компании пришли к выводу, что риск, оставшись в Airbus, потерять деньги, которые надо будет в таком случае вкладывать в решение многих накопившихся проблем, перевешивает все остальное.
При этом дата собрания акционеров по состоянию на середину сентября не назначена. Ожидается, что BAE Systems использует полученные средства в качестве финансовых рычагов, дабы организовать экспансию в США, — ведь от сделки по продаже акций британская компания получит "чистыми" после уплаты налогов 1,78 млрд евро. Тем не менее 500 млн фунтов (или 935 млн долл.) руководство BAE Systems намерено сразу же выплатить своим акционерам.
Некоторые наблюдатели опасаются негативных последствий для Airbus, связанных с выходом BAE Systems из списка акционеров. Они полагают, что нахождение части акций у британской компании придавало Airbus известную устойчивость, помогая фокусировать внимание на нормах прибыли, а не бросать все свои силы и средства на извечную борьбу с Boeing за долю рынка, забывая при этом о какой бы то ни было рентабельности.
Желание BAE Systems выйти из состава акционеров Airbus вызвало в Великобритании понятную озабоченность судьбой предприятий в Бротоне и Филтоне, традиционно сотрудничающих с Airbus, в связи с возможным сокращением рабочих мест. Однако должностные лица Airbus развеяли эти опасения, заверив, что компания определенно настроена на продолжение сотрудничества со своими британскими коллегами. Более того, в сентябре Airbus выделил 30 млн фунтов на строительство в течение ближайших пяти лет рядом с Бирмингемом нового технического центра компании, который будет осуществлять техническое проектирование и изучение топливных систем и механизмов шасси.
В ходе кадровых перестановок внутри Airbus Марио Хейнен, руководитель программы А320, получил повышение и стал старшим вице-президентом и главой программы А380, а его предыдущая работа по курированию семейства узкофюзеляжных самолетов была передана Алену Флоренсу, который до этого осуществлял общее руководство комплексными производственными центрами Airbus. Предыдущая должность г-на Флоренса была сокращена в соответствии с политикой Кристиана Штрефа, направленной на упрощение структуры компании. Теперь директора комплексных производственных центров напрямую подчиняются исполнительному вице-президенту по оперативной деятельности Карлу-Хайнцу Хартману.
На сегодняшний день остается вакантной должность главного операционного директора, хотя ежедневное управление по всем программам Airbus, равно как и другие обязанности операционного директора де-факто исполняет вице-президент компании по программам гражданского и военного назначения Том Вильямс. Ранее он контролировал все программы, за исключением A380; теперь ему подчиняется и г-н Хейнен.
В своем заявлении Кристиан Штреф подчеркнул, что большое доверие, которое он оказал Марио Хейнену, назначив его старшим вице-президентом и руководителем программы А380, основывается на достижениях последнего в ходе "чрезвычайно успешного выполнения программ по узкофюзеляжным самолетам". Ведь чтобы не отстать от неуклонно растущего спроса, компания постоянно повышала объемы выпуска воздушных судов семейства А320.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.