Причиной катастрофы AW609 назвали несовершенный алгоритм управления
Причиной катастрофы одного из прототипов конвертоплана AW609, произошедшей в октябре 2015 г., стал не до конца проработанный алгоритм управления воздушным судном. Об этом говорится в промежуточном отчете (документ .pdf) Агентства по расследованию происшествий на гражданском воздушном транспорте Италии (ANSV).
Как следует из записей, полученных из многофункционального регистратора полетной информации (сочетает возможности параметрического и голосового самописцев) и средств телеметрии, непосредственно перед происшествием конвертоплан начал испытывать колебания по крену. Следуя стандартной схеме, командир воздушного судна стал гасить их соответствующими движениями ручки управления.
Однако из-за особенностей алгоритма управления AW609 попытка погасить колебания по крену привела к появлению колебаний по рысканью. В результате воздушное судно вошло в резонанс, который в ANSV обозначили как "расширенный голландский шаг". Судя по всему, синхронизированное раскачивание по обеим осям и привело к потере управляемости и катастрофе воздушного судна.
Комментируя предварительные итоги расследования, в агентстве подчеркнули, что разбившееся воздушное судно (N609AG) и еще один летный прототип AW609 (N609TR) ранее уже попадали в "расширенный голландский шаг", хотя и не столь энергичный. Разница с фатальным случаем заключалась только в скорости: в день катастрофы конвертоплан во время пикирования разогнался до 293 узлов (543 км/ч), что требовалось нормами сертификации. Максимальная скорость, которой оба прототипа достигали в предыдущие разы, составляла 285 узлов (523 км/ч).
Вместе с тем в ходе расследования выяснилось, что на стадии проектирования производитель — компания Leonardo Helicopters — не смог смоделировать поведение конвертоплана на подобных скоростях. В частности, симулятор, который использовался при разработке, оказался неспособен воспроизвести поведение воздушного судна в предельных режимах.
В связи с этим ANSV предписало Федеральной авиационной администрации США (FAA) и Европейскому агентству по безопасности авиаперевозок (EASA), которые отвечают за сертификацию AW609, убедиться в том, что производитель доработает аэродинамическую модель конвертоплана. Ведомство призвало в случае необходимости провести дополнительные испытания в аэродинамической трубе. Аналогичным образом американские и европейские авиавласти должны будут проследить за тем, чтобы для AW609 доработали алгоритм управления.
Катастрофа опытного образца AW609 произошла 30 октября 2015 г. Воздушное судно развалилось в ходе полета. КВС и второй пилот погибли. На время расследования производитель остановил летные испытания. В середине мая 2016 г. итальянские власти арестовали третий прототип AW609, который после наземных испытаний должен был отправиться в США.
AW609 позиционируется как первый в мире гражданский конвертоплан. По последним данным, его сертификацию планировалось завершить в 2018 г.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent