Российский демонстратор "электрического" самолета приступил к наземным испытаниям

В рамках научно-исследовательского проекта по созданию самолета со сверхпроводниковой силовой установкой на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) в Новосибирске начался этап наземных отработок летающей лаборатории Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки (ГСУ), в состав которого входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель. В ходе испытаний, включающих в себя запуски электрического двигателя и всех систем самолета, в том числе его штатных двигателей, была произведена проверка их устойчивой совместной работы.
Направление малошумных и экологичных гибридных и электрических силовых установок — одна из определяющих технологий для будущего авиации. Их исследованием занимаются авиастроители и профильные научные центры по всему миру. Преимущество ГСУ состоит в возможности, с одной стороны, получить выгоду от энергоэффективных, экологически чистых электрических технологий, с другой — сохранить приемлемую весовую эффективность за счет оптимизации конструкции и режимов работы газотурбинных или поршневых авиадвигателей.
Электрический двигатель — часть демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) в кооперации с российскими предприятиями в рамках госконтракта с Минпромторгом России. Инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках 2-го поколения (ВТСП), мощностью 500 кВт создан компанией "СуперОкс".
Помимо электрического двигателя на ВТСП, в состав демонстратора входит электрический генератор (выходная мощность 400 кВт), созданный в ЦИАМ совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом.
Отрабатываемые технологии открывают возможности по созданию полностью электрических летательных аппаратов.
Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 разработана СибНИА. Для испытаний электродвигатель с воздушным винтом был установлен в носовую часть самолета. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 установлен турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором. В центральной части фюзеляжа установлены литий-ионные аккумуляторные батареи, которые также входят в состав ГСУ.
Для оснащения электродвигателем Як-40 был ремоторизирован (два из трех маршевых двигателей были заменены на современные с большей тягой), доработана конструкция планера, произведены детали и сборочные единицы, с помощью которых демонстратор устанавливается на борт летающей лаборатории.
Результатом работы, которую планируется завершить в 2022 г., будут летные испытания демонстратора гибридной силовой установки. Они позволят проверить конструктивные подходы к созданию подобных силовых установок, оценить эффективность применяемых технических решений.
"Применение гибридных технологий в авиации позволит уменьшить расход топлива до 70% и существенно сократить вредные выбросы", — заявил гендиректор НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского" Андрей Дутов.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold