Сложный диалог
Диалог российских авиационных властей и Европейской комиссии, который начался несколько лет назад, очевидно, зашел в тупик. Зарождавшееся сближение позиций сторон и выработка дорожной карты, предусматривающей либерализацию принципов и стандартов в организации воздушного сообщения России со странами ЕС, натолкнулись на различные проблемы. Общего понимания дальнейшего развития ситуации не существует, однако в ходе двусторонних переговоров России с различными странами становятся очевидными аспекты дальнейших изменений отношений.
Переговоры авиационных властей России и Германии, которые прошли в Москве в конце января, продемонстрировали еще одну грань процесса. Подбирая разные деликатные слова и дипломатичные формулировки, стороны договорились продолжать сотрудничество и его развитие именно на двусторонней основе. В кулуарах коллеги из Германии откровенно говорили, что за десятилетия сотрудничества с Россией проделана титаническая работа, позволяющая перевозчикам наших стран эффективно развиваться. Поэтому авиавласти Германии, не желая ставить интересы авиакомпаний своей страны в зависимость от амбиций европейских чиновников, не торопятся сливать свои права в единый европул. По словам руководителей немецкой делегации, они не планируют передавать полномочия Европейской комиссии на ведение переговоров от имени авиавластей ФРГ.
Все страны Европейского союза — разные, у них совершенно разные ментальности, потребности, интересы, уровень развития собственных перевозчиков. И что еще очень важно — разные потребности в прямом сообщении с Россией. У кого-то есть необходимость в прямом сообщении, у кого-то — нет. Евросоюз сам по себе — структура весьма противоречивая. То, что хочется сильным государствам, не особо приемлемо для тех стран, у которых развитие авиации относительно невысокое. Если между Германией и Россией значительно развиты прямые перевозки, то, например, с той же Ирландией вообще нет практически никаких отношений, поскольку самостоятельный поток пассажиров между странами в лучшем случае достигает 10 тыс. чел. в год.
Еще одна особенность переговоров с Германией — наши партнеры ни словом не обмолвились о "несправедливых компенсационных выплатах" при полетах по транссибирским маршрутам (ТСМ) и, по умолчанию, дали понять, что считают их составной частью сбалансированного пакета российско-германских договоренностей. Почти такая же ситуация сложилась несколькими месяцами ранее на российско-швейцарских консультациях.
Начавшийся на профессиональном уровне диалог демонстрирует, что европейские перевозчики сами не готовы к радикальным изменениям в вопросе о ТСМ, но дело перешло в политическую плоскость и на решение этого вопроса влияют не экономика и коммерция, а именно политика.
Еще до ноябрьских переговоров российская сторона заявила швейцарской, что готова исключить из модели ТСМ деньги. Однако, смоделировав последующее развитие ситуации, швейцарцы отказались принимать это решение, поскольку разрушение компенсационного баланса приведет к тому, что сеть швейцарского перевозчика просто рухнет.
Вместе с тем не стоит забывать, что гражданская авиация выступает одной из составляющих большого механизма размена в политическом формате между Россией и ЕС. Поэтому далеко не всегда те или иные решения по вопросам гражданской авиации могут быть вынесены профильными ведомствами переговаривающихся сторон. Вопрос либерализации взаимоотношений с Европой на авиационном рынке — очень многогранный. Я не думаю, что у него есть простое решение. Здесь может быть только поэтапное движение вперед мелкими шагами.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent