Сложный диалог

Источник:
: Авиакомпании
Подробно об авторе:
Камиль ФЕЙЗРАХМАНОВ, заместитель председателя Совета по внешним связям АЭВТ

Диалог российских авиационных властей и Европейской комиссии, который начался несколько лет назад, очевидно, зашел в тупик. Зарождавшееся сближение позиций сторон и выработка дорожной карты, предусматривающей либерализацию принципов и стандартов в организации воздушного сообщения России со странами ЕС, натолкнулись на различные проблемы. Общего понимания дальнейшего развития ситуации не существует, однако в ходе двусторонних переговоров России с различными странами становятся очевидными аспекты дальнейших изменений отношений.
Переговоры авиационных властей России и Германии, которые прошли в Москве в конце января, продемонстрировали еще одну грань процесса. Подбирая разные деликатные слова и дипломатичные формулировки, стороны договорились продолжать сотрудничество и его развитие именно на двусторонней основе. В кулуарах коллеги из Германии откровенно говорили, что за десятилетия сотрудничества с Россией проделана титаническая работа, позволяющая перевозчикам наших стран эффективно развиваться. Поэтому авиавласти Германии, не желая ставить интересы авиакомпаний своей страны в зависимость от амбиций европейских чиновников, не торопятся сливать свои права в единый европул. По словам руководителей немецкой делегации, они не планируют передавать полномочия Европейской комиссии на ведение переговоров от имени авиавластей ФРГ.
Все страны Европейского союза — разные, у них совершенно разные ментальности, потребности, интересы, уровень развития собственных перевозчиков. И что еще очень важно — разные потребности в прямом сообщении с Россией. У кого-то есть необходимость в прямом сообщении, у кого-то — нет. Евросоюз сам по себе — структура весьма противоречивая. То, что хочется сильным государствам, не особо приемлемо для тех стран, у которых развитие авиации относительно невысокое. Если между Германией и Россией значительно развиты прямые перевозки, то, например, с той же Ирландией вообще нет практически никаких отношений, поскольку самостоятельный поток пассажиров между странами в лучшем случае достигает 10 тыс. чел. в год.
Еще одна особенность переговоров с Германией — наши партнеры ни словом не обмолвились о "несправедливых компенсационных выплатах" при полетах по транссибирским маршрутам (ТСМ) и, по умолчанию, дали понять, что считают их составной частью сбалансированного пакета российско-германских договоренностей. Почти такая же ситуация сложилась несколькими месяцами ранее на российско-швейцарских консультациях.
Начавшийся на профессиональном уровне диалог демонстрирует, что европейские перевозчики сами не готовы к радикальным изменениям в вопросе о ТСМ, но дело перешло в политическую плоскость и на решение этого вопроса влияют не экономика и коммерция, а именно политика.
Еще до ноябрьских переговоров российская сторона заявила швейцарской, что готова исключить из модели ТСМ деньги. Однако, смоделировав последующее развитие ситуации,  швейцарцы отказались принимать это решение, поскольку разрушение компенсационного баланса приведет к тому, что сеть швейцарского перевозчика просто рухнет. 
Вместе с тем не стоит забывать, что гражданская авиация выступает одной из составляющих большого механизма размена в политическом формате между Россией и ЕС. Поэтому далеко не всегда те или иные решения по вопросам гражданской авиации могут быть вынесены профильными ведомствами переговаривающихся сторон. Вопрос либерализации взаимоотношений с Европой на авиационном рынке — очень многогранный. Я не думаю, что у него есть простое решение. Здесь может быть только поэтапное движение вперед мелкими шагами.    
 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.