Военные технологии для "Трансаэро"

Шесть самолетов Boeing 737 NG, которые российская авиакомпания "Трансаэро" возьмет в лизинг у Pegasus, планируется оснастить новейшей системой индикации на лобовом стекле Head-up Guidance System (HGS). По словам представителей американской компании Rockwell Collins, разработчика и производителя этого оборудования, индикатор, в частности, может упростить работу экипажа в сложных метеоусловиях — соответственно, повысить безопасность полетов и точность соблюдения расписания.

В отличие от экранов мониторов, расположенных на приборных панелях пилотской кабины, индикатор на лобовом стекле отображает информацию систем ВС на прозрачном экране, расположенном на уровне глаз, то есть на уровне остекления кабины. Таким образом, заходя на посадку, пилот имеет возможность, не отрывая взгляда от взлетно-посадочной полосы (ВПП), получать необходимую для пилотирования информацию. На прозрачный дисплей не только выводятся данные с приборной панели, но также синтезируется линия горизонта и вид взлетно-посадочной полосы. Изначально подобное оборудование разрабатывалось для военной авиации, но около 20 лет назад его начали использовать в гражданской технике. Индикатор выступает дополнительным оборудованием к существующим системам.
В зависимости от типа самолета система индикации может состоять из четырех или пяти компонентов: компьютера, который находится в отсеке радиоэлектронного оборудования, проектора, непосредственно дисплея, выполненного из стекла, и пульта управления. "Компьютер передает данные по шине ARINC 429 от различных источников: IRS, GPS, FMS, бортового вычислителя, навигационных приемников, а также от компьютера системы воздушных данных. Индикатор отображает информацию так же, как на основном дисплее приборной панели. Во время взлета в условиях плохой видимости или ручного захода на посадку по III категории компьютер системы контролирует символ наведения директорной системы, которая обеспечивает наведение по крену и тангажу", — рассказывает инженер Rockwell Collins по работе с заказчиками Сергей Сереженкин.
Установку индикатора на лобовом стекле можно осуществить как при производстве самолета на предприятии-изготовителе ВС, так и после начала эксплуатации воздушного судна. Во втором случае в ходе производства лайнера монтируются рамы для блоков, прокладывается необходимая электропроводка, а установку системы может в любой момент по решению заказчика произвести сертифицированная организация. "В зависимости от степени подготовки самолета время на установку самого индикатора может варьироваться от 4 до 400 ч", — говорит заместитель управляющего директора представительства Rockwell Collins в Москве Сергей Семиволос. — Кроме того, компания разработала установочный комплект, который позволяет монтировать систему на самолеты, не имеющие соответствующей заводской подготовки". Сейчас индикатором оснащаются преимущественно региональные, ближне- и среднемагистральные лайнеры, а также ВС деловой авиации. Стоимость оборудования и его установки зависит от типа самолета (в среднем около 500 тыс. долл.).
Возможно, что, помимо затрат на само оборудование, авиакомпании, приобретающей систему индикации, придется оплачивать дополнительное обучение пилотов. По словам г-на Семиволоса, пилот должен быть допущен к проведению посадки по III категории и дополнительно пройти тренинг непосредственно с индикатором. Необходимые тренажеры сейчас есть у SAS Flight Academy и Boeing Flight and Safety.
Из американских авиаперевозчиков Head-up Guidance System установили Air Canada Jazz (на региональных самолетах Bombardier CRJ200/900), Alaska Airlines (Boeing 737), Delta Airlines (Boeing 737), Horizon Air (Bombardier Q200/400 и CRJ700), jetBlue (Embraer E190), Southwest Airlines (Boeing 737), ATA (Boeing 737). В Европе ею пользуются Air One (CRJ900), Alitalia Express (E170), BritAir (CRJ200/700), FlyBe (E195), Eurowings (CRJ200), Cimber Air (CRJ200), Lufthansa CityLine (CRJ200/700/900), Luxair (ERJ 145), SAS (Boeing 737), Tyrolean (Q300/400).
Авиакомпания "Трансаэро", которая впервые в своей истории берет в лизинг новые самолеты Boeing, станет также первым на российском рынке обладателем индикаторов на лобовом стекле в пилотских кабинах. Свой выбор перевозчик объясняет уже указанными причинами: оборудование упрощает посадку при сложной погоде, а значит, снижается вероятность отмены рейса и экономических потерь.
Относительно невысокий спрос на систему индикации среди российских авиакомпаний в Rockwell Collins объясняют тем, что перевозчики, как правило, берут лайнеры в операционный лизинг на 5-7 лет и поэтому не видят смысла в проведении дополнительной модернизации машин.
Пока российские перевозчики проявляют лишь гипотетический интерес к индикатору, его разработчики занимаются совершенствованием оборудования. По словам Сергея Семиволоса, если сейчас система обладает экраном высокой четкости, то следующий вероятный шаг будет заключаться в формировании синтетического изображения: дополнении HGS специальными инфракрасными или микроволновыми датчиками, позволяющими получить информацию, визуально недоступную для человека.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.