Военные технологии для "Трансаэро"
Шесть самолетов Boeing 737 NG, которые российская авиакомпания "Трансаэро" возьмет в лизинг у Pegasus, планируется оснастить новейшей системой индикации на лобовом стекле Head-up Guidance System (HGS). По словам представителей американской компании Rockwell Collins, разработчика и производителя этого оборудования, индикатор, в частности, может упростить работу экипажа в сложных метеоусловиях — соответственно, повысить безопасность полетов и точность соблюдения расписания.
В отличие от экранов мониторов, расположенных на приборных панелях пилотской кабины, индикатор на лобовом стекле отображает информацию систем ВС на прозрачном экране, расположенном на уровне глаз, то есть на уровне остекления кабины. Таким образом, заходя на посадку, пилот имеет возможность, не отрывая взгляда от взлетно-посадочной полосы (ВПП), получать необходимую для пилотирования информацию. На прозрачный дисплей не только выводятся данные с приборной панели, но также синтезируется линия горизонта и вид взлетно-посадочной полосы. Изначально подобное оборудование разрабатывалось для военной авиации, но около 20 лет назад его начали использовать в гражданской технике. Индикатор выступает дополнительным оборудованием к существующим системам.
В зависимости от типа самолета система индикации может состоять из четырех или пяти компонентов: компьютера, который находится в отсеке радиоэлектронного оборудования, проектора, непосредственно дисплея, выполненного из стекла, и пульта управления. "Компьютер передает данные по шине ARINC 429 от различных источников: IRS, GPS, FMS, бортового вычислителя, навигационных приемников, а также от компьютера системы воздушных данных. Индикатор отображает информацию так же, как на основном дисплее приборной панели. Во время взлета в условиях плохой видимости или ручного захода на посадку по III категории компьютер системы контролирует символ наведения директорной системы, которая обеспечивает наведение по крену и тангажу", — рассказывает инженер Rockwell Collins по работе с заказчиками Сергей Сереженкин.
Установку индикатора на лобовом стекле можно осуществить как при производстве самолета на предприятии-изготовителе ВС, так и после начала эксплуатации воздушного судна. Во втором случае в ходе производства лайнера монтируются рамы для блоков, прокладывается необходимая электропроводка, а установку системы может в любой момент по решению заказчика произвести сертифицированная организация. "В зависимости от степени подготовки самолета время на установку самого индикатора может варьироваться от 4 до 400 ч", — говорит заместитель управляющего директора представительства Rockwell Collins в Москве Сергей Семиволос. — Кроме того, компания разработала установочный комплект, который позволяет монтировать систему на самолеты, не имеющие соответствующей заводской подготовки". Сейчас индикатором оснащаются преимущественно региональные, ближне- и среднемагистральные лайнеры, а также ВС деловой авиации. Стоимость оборудования и его установки зависит от типа самолета (в среднем около 500 тыс. долл.).
Возможно, что, помимо затрат на само оборудование, авиакомпании, приобретающей систему индикации, придется оплачивать дополнительное обучение пилотов. По словам г-на Семиволоса, пилот должен быть допущен к проведению посадки по III категории и дополнительно пройти тренинг непосредственно с индикатором. Необходимые тренажеры сейчас есть у SAS Flight Academy и Boeing Flight and Safety.
Из американских авиаперевозчиков Head-up Guidance System установили Air Canada Jazz (на региональных самолетах Bombardier CRJ200/900), Alaska Airlines (Boeing 737), Delta Airlines (Boeing 737), Horizon Air (Bombardier Q200/400 и CRJ700), jetBlue (Embraer E190), Southwest Airlines (Boeing 737), ATA (Boeing 737). В Европе ею пользуются Air One (CRJ900), Alitalia Express (E170), BritAir (CRJ200/700), FlyBe (E195), Eurowings (CRJ200), Cimber Air (CRJ200), Lufthansa CityLine (CRJ200/700/900), Luxair (ERJ 145), SAS (Boeing 737), Tyrolean (Q300/400).
Авиакомпания "Трансаэро", которая впервые в своей истории берет в лизинг новые самолеты Boeing, станет также первым на российском рынке обладателем индикаторов на лобовом стекле в пилотских кабинах. Свой выбор перевозчик объясняет уже указанными причинами: оборудование упрощает посадку при сложной погоде, а значит, снижается вероятность отмены рейса и экономических потерь.
Относительно невысокий спрос на систему индикации среди российских авиакомпаний в Rockwell Collins объясняют тем, что перевозчики, как правило, берут лайнеры в операционный лизинг на 5-7 лет и поэтому не видят смысла в проведении дополнительной модернизации машин.
Пока российские перевозчики проявляют лишь гипотетический интерес к индикатору, его разработчики занимаются совершенствованием оборудования. По словам Сергея Семиволоса, если сейчас система обладает экраном высокой четкости, то следующий вероятный шаг будет заключаться в формировании синтетического изображения: дополнении HGS специальными инфракрасными или микроволновыми датчиками, позволяющими получить информацию, визуально недоступную для человека.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent