Забег под допингом

Министерство транспорта Украины планирует вновь существенно нарастить летом этого года пассажиропотоки на внутренних авиамаршрутах. Министр транспорта Георгий Кирпа после серии совещаний с авиакомпаниями заявил, что подготовлена новая программа развития рынка, которая позволит увеличить перевозки в 2-3 раза. Однако, по мнению перевозчиков, инициативы транспортного ведомства ставят перед ними множество проблем, без решения которых программа обернется еще более крупными убытками, чем в с прошлом году.

Планы Министерства транспорта пока не обрели четких очертаний и в оставшееся до летней навигации время будут еще не раз корректироваться. Одно известно точно: министр транспорта обнародовал волевое решение увеличить внутренние перевозки как минимум вдвое по сравнению с прошлым годом, когда таким же волевым решением проводился эксперимент по двукратному наращиванию внутреннего пассажиропотока. Если за период эксперимента (см. АТО # 41, стр. 18), с 1 июля до 30 сентября 2002 г., на внутренних авиарейсах 23 компаниями-участницами было перевезено более 144 тыс. чел., что превысило показатели 2001 г. в 2,08 раза, то в летнюю навигацию этого года рынок ждет еще больший скачок: увеличение объемов в 2-3 раза. По расчетам Георгия Кирпы, авиакомпании должны будут выполнять около тысячи рейсов в неделю, тогда как в прошлом году на 50 маршрутах этот показатель составлял в среднем 300 рейсов. Для реализации столь амбициозной задачи отрасли предстоит тщательно подготовиться: намечается разработать новые программы взаимодействия авиакомпаний и наземных служб, работа с агентами по продажам авиаперевозок будет усовершенствована, особое внимание предполагается уделить поддержанию летной годности воздушных судов. Но дальше этих общих фраз комментарии Минтранса не распространяются. За ними стоит несколько проектов, которые либо так и останутся проектами, либо выльются в долгосрочные программы.

По мнению большинства украинских перевозчиков, столь существенный рост объемов, предложенный Минтрансом, реален только в том случае, если удастся наконец наладить четкое взаимодействие между внутренним и внешним рынками перевозок. До сих пор эти два рынка существовали самостоятельно при доминировании международного. Предпринимались отдельные попытки наладить работу по стыковкам рейсов, но эта активность носила эпизодический характер.

В прошлом году авиакомпании опробовали новые схемы работы, и в большинстве случаев удачно. Однако для нормальной повседневной деятельности, считают многие перевозчики, нужна просто ювелирная, доведенная до автоматизма отработка всей технологии взаимодействия служб, а также немалая административная воля. В истории украинской авиации было немало случаев, когда, казалось бы, великолепные начинания терпели крах из-за сбоев или нежелания работать в одном из звеньев цепи.

Говоря о будущем сезоне, многие операторы отмечают, что наиболее перспективной является схема работы, когда большинство международных рейсов будет стыковаться в "Борисполе" с региональными, а в "Жулянах" создадут своего рода региональный хаб, куда в течение дня в несколько волн будут "слетаться" рейсы из основных промышленных центров страны.

Многие аналитики сразу же после обнародования предварительных планов Минтранса заявили о возможной войне авиаперевозчиков за рентабельные направления. Итоги прошлогоднего эксперимента показали, что лишь несколько из 50 внутренних маршрутов рентабельны. Все остальные либо должны дотироваться государством или авиакомпаниями (в этом случае — в качестве платы за право пользования последними международными маршрутами), либо существуют только как обслуживающие подвоз пассажиров с международных рейсов в регионы, и наоборот.

К рентабельным практически все операторы рынка относят маршруты из Киева в Симферополь, Донецк, Одессу. Менее доходными называют маршруты Киев-Львов, Киев-Днепропетровск, Киев-Черновцы. Еще несколько направлений эксплуатируются "на грани рентабельности". Часть маршрутов демонстрируют загрузку на уровне 10-15 чел. и при снижении цен в 1,5-2 раза никоим образом не могут окупаться.

Первые признаки борьбы между авиакомпаниями уже появились. На маршрут Киев-Симферополь планирует выйти компания "Донбасс — Восточные авиалинии Украины", которая предполагает использовать на нем Як-42. Если это произойдет, то один из основных операторов данного направления, компания АРП 410, вынужден будет сократить свои частоты. В прошлом году эта компания "накатала" маршрут и выполняла в среднем 6 рейсов в сутки на Ан-24. Если на этом направлении появится 120-местный Як-42, часть рейсов может оказаться без загрузки. В результате такой конкуренции проиграют обе компании. В качестве выхода предлагается ввести конкурсы на определенные, наиболее востребованные направления.

В предложениях Минтранса по поводу развития внутреннего рынка не совсем понятным остается заявление министра Георгия Кирпы о возможности финансирования поддержания летной годности воздушных судов за счет министерства. Пока что все вопросы о том, кому, в каком объеме и через какие организации будут выделяться средства, остаются без ответов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.