Илья Кабачник: "Россия - не самый привлекательный рынок для западных страховщиков"

О последних тенденциях развития российского страхового бизнеса корреспонденту АТО Артему ФЕТИСОВУ рассказал исполнительный директор группы страховых компаний "Авикос-Афес" Илья КАБАЧНИК

АТО: В январе этого года вступила в силу новая редакция Закона "Об организации страхового дела". Одно из прописанных в нем изменений - это снижение ограничений для участия в российском страховом бизнесе иностранных компаний. Есть ли опасность для отечественных страховых компаний, работающих в авиационном секторе, потерять часть бизнеса с приходом крупных западных игроков?
И. К.: Сколько я себя помню в этом бизнесе, те западные компании, которые хотели обеспечить свое присутствие на российском рынке, всегда имели возможность это сделать. Конечно, разговоры про закрытость рынка и законодательные ограничения имеют под собой реальную основу, но эти препятствия можно обойти. Допустим, западная компания не имеет права владеть более 49% акций. Но ведь она может просто создать в России холдинговую компанию, которая будет держать остальные 51%. Правда, такую российскую компанию нельзя будет назвать "дочкой", что для некоторых клиентов может быть важно.
Впрочем, полноправный приход иностранных страховщиков может угрожать только рынку потребительского страхования. В сегменте авиационного страхования ситуация иная. Дело в том, что авиационное страхование в любом случае ведется из очень ограниченного числа международных центров. На западный рынок эти риски попадают через страховых брокеров, а брокеры представлены в любой стране, в том числе и в России. Сегодня западные компании и так контролируют большую часть российского рынка авиационного страхования, правда, через инструменты перестрахования. Но это не имеет большого значения - то, что какая-то российская компания отпиливает себе маленький кусочек, никого сильно не задевает.
АТО: А разве перевозчику не будет выгодно напрямую работать с западной страховой компании, без российских посредников?
И. К.: Если гипотетически предположить, что сегодня какая-то российская компания начнет переговоры с западным страховщиком напрямую и с нами одновременно, ценовой результат будет в нашу пользу. Мы сможем предложить более низкие тарифы, хотя будем размещать эти риски на Западе через инструменты перестрахования. Связано это с тем, что, во-первых, у нас есть собственный капитал и своими силами мы будем закрывать часть риска. Во-вторых, мы давно сотрудничаем с западными перестраховщиками и можем влиять на ценообразование, хотя наше влияние и ограничено. В-третьих, для большого западного страховщика российская авиакомпания будет маленьким и беспокойным клиентом, к которому и отношение будет соответствующим. В этом случае ни о каких уступках в урегулировании претензий или в ценообразовании не может быть и речи. И, наконец, вы поймите, - Россия сегодня не является привлекательным рынком для западных страховщиков. Здесь они видят стареющий парк с низкими стоимостями, единицы западных самолетов, сложную политическую ситуацию.
АТО: Наметились ли какие-то качественные изменения в работе страховщиков с ввозом западных самолетов отечественными авиакомпаниями?
И. К.: У нашей компании был опыт страхования западных самолетов - например, мы страховали самолеты "Узбекистон Хаво Йуллари", DC-10 компании "КрасЭйр". Сейчас ведем переговоры с UTair. По своему опыту мы знаем, что у руководства российских перевозчиков может сложиться впечатление, что большинство требований по страхованию западных самолетов, прописанных в лизинговых контрактах, выглядят несуразно или явно завышены. Но такие жесткие требования - нормальная западная практика. С точки зрения страхования с приходом западных ВС происходит переход нашей индустрии воздушного транспорта на те же подходы и стандарты, которые действуют на Западе. Приход техники - это не просто замена железа, это изменение целого комплекса взаимоотношений. Меняются и требования к страховым компаниям, от нас хотят большего.
АТО: Компании "Авикос" и "Афес" входят в пятерку лидеров авиационного страхования в России. Пока они функционируют как два юрлица с общим начальством. Не планируется ли в итоге полное объединение "Авикоса" и "Афеса"?
И. К.: В теории все возможно, и объединение юридических лиц тоже. Но сам факт приобретения компании не означает, что мы будем ее реорганизовывать, заниматься слиянием компаний. Сейчас работают два юрлица с отдельными балансами и лицензиями, но действуют они как одна компания. Например, у нас есть одно общее управление авиационного страхования, одно управление перестрахования. Для наших клиентов мы - одна организация, которая, правда, выдает два вида полисов. Интеграция центрального офиса была завершена еще в мае - начале июня. В настоящее время мы занимаемся консолидацией региональной сети. В некоторых городах есть отлично работающие филиалы "Афеса", которые действуют уже много лет. Или, наоборот, представительства "Авикоса". И лучше пока сохранить узнаваемые торговые марки. Скорее всего в ближайшей перспективе полного слияния не произойдет. Но даже если мы начнем объединять наши компании прямо сегодня, процедура слияния может занять до полугода.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.