Неестественная монополия
Операторы бизнес-джетов нередко сетуют на то, что российский рынок услуг по наземному обеспечению (другими словами — хэндлингу) рейсов деловой авиации разительно отличается от западного. Причем речь идет совсем не о качестве обслуживания VIP-путешественников или роскоши имеющихся терминалов и залов. Там, где спрос на перевозки деловых пассажиров развивается наиболее динамично, а именно в Москве и Санкт-Петербурге, с этим все не так плохо. Проблема в другом. За рубежом наземное обслуживание бизнес-джетов давно выделилось в независимый от аэропортов бизнес. Практически в каждой воздушной гавани есть несколько компаний, готовых своими силами предоставить владельцу делового самолета весь спектр услуг по наземному обеспечению рейса, начиная с обслуживания VIP-пассажиров в собственном терминале и заканчивая ТОиР бизнес-джета. Такого полноценного сервиса в России пока нет. Отечественный рынок хэндлинговых услуг продолжает формироваться, а потому еще страдает болезнями роста.
Все в одни руки
В процессе разделения в 90-е гг. объединенных авиапредприятий на аэропорты и авиакомпании службы по наземному обслуживанию самолетов оказались между двух огней и долгое время не могли причислить себя с уверенностью ни к аэропортам, ни к перевозчикам. В результате где-то они перешли в руки аэропорта, где-то часть служб вобрали в себя авиакомпании. С тех пор ситуация в регионах изменилась несильно — наземным обслуживанием в периферийных аэропортах по-прежнему занимаются либо службы аэропорта, либо структуры базовых авиакомпаний, либо и те и другие.
Вот почему операторам деловой авиации, когда возникает необходимость выполнить рейс в такие воздушные гавани, приходится выбирать между двумя вариантами. Можно напрямую договориться с нужными службами. Однако сделать это деловым перевозчикам порой оказывается сложнее, чем коммерческим авиакомпаниям: время на подготовку рейса ограничено, а договориться нужно с большим количеством юридических лиц. Существует и альтернативный вариант — поручить свои заботы хэндлинговым агентам, которые готовы выступить в роли посредников между нужными службами и оператором.
Львиная доля рейсов бизнес-джетов начинается или заканчивается в столице. Возможно, благодаря этому в области хэндлинга в московском авиаузле (МАУ) наметились качественные сдвиги. В "Шереметьево" на рынок хэндлинговых услуг вышла частная компания "Русаэро" — на сегодня ведущий игрок по обслуживанию самолетов деловой авиации в этой воздушной гавани. Похожие процессы прошли и в "Домодедово" с той лишь разницей, что работающая там частная компания "Ист Лайн Хэндлинг", — которая занимается всем хэндлингом, начиная с обслуживания рейсов "больших" коммерческих авиакомпаний и заканчивая работой с операторами деловой авиации, — входит в группу компаний "Ист Лайн", являющуюся оператором аэропорта. Очевидное желание повторить опыт своих соседей прослеживается и в политике "Внуково", третьего по объемам работ аэропорта МАУ.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent