Здоровые амбиции
За последние два десятка лет отношение российских специалистов к перспективам китайского авиапрома радикально изменилось. В середине 80-х, с началом перестройки, научные институты, КБ, промышленные предприятия были наводнены многочисленными делегациями китайских инженеров и ученых, задающих наивные вопросы — и тщательно записывающих ответы. Достаточно быстро руководители отрасли и предприятий спохватились, что многие ноу-хау вот-вот будут раскрыты — и при этом совершенно задаром. Начались попытки продажи продукции и лицензий. Но китайцы повели себя по-восточному мудро: закупали из предлагаемого (а предлагали практически все) лишь самое необходимое, а остальное получали более простым и дешевым путем — через индивидуальные взаимоотношения с отдельными специалистами, которые за небольшие по нынешним временам деньги с радостью читали лекции и вели научную работу в интересах китайских заказчиков. По аналогичному сценарию события развивались и на Украине.
Следующим этапом стало сотрудничество с российскими КБ и институтами по совместному проектированию самолетов, двигателей и систем — при этом китайские специалисты выступали уже не просто как заказчики, но и как равные партнеры. Китайское руководство не скупилось на оплату обучения своих специалистов за рубежом, приобретение самого современного технологического оборудования, организацию на своей территории совместных предприятий.
Итоги этой целенаправленной деятельности в области гражданской авиации еще не очень заметны. А вот первый китайский тайконавт, одетый в скафандр знакомого по отечественной телехронике покроя, уже стартовал в космос на ракете-носителе также знакомых очертаний. Новый китайский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет L-15, аналогов которому в мире пока нет, сильно напоминает российский Як-130. Новые китайские истребители собственной разработки теперь не похожи на российские устаревшие модели, и это свидетельствует о зрелости конструкторов, старающихся не повторять достигнутое, а искать собственный путь.
"В проектировании и отработке самолетов и их систем, в двигателестроении им еще предстоит подтянуться, а вот в оснащении производства мы им уже можем только завидовать", — поделился впечатлениями специалист одного известного КБ, недавно вернувшийся из командировки в Китай.
Что же представляет собой китайская авиапромышленность сегодня? Нужно ли рассматривать ее как партнера — или как конкурента?
В июле 1999 г. руководство Китая решило повысить конкурентоспособность своей авиационной промышленности и для этого реформировало структуру ее управления, создав 10 государственных корпораций различной специализации, из которых две основные — AVIC I и AVIC II — частично дублируют друг друга и даже конкурируют.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent